В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР"

ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ДБ-А В.Ф.БОЛХОВИТИНОВА

В.Ф.Болховитинов
Виктор Федорович Болховитинов (1899 - 1970) - один из первых выпускников Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского , бессменно в течение почти 45 лет работал в ней как преподаватель, потом профессор, заведующий кафедрой конструкций самолетов; он вел кроме того и большую работу по новым самолетам, возглавляя конструкторскую группу ВВИА, потом - свое ОКБ на заводе, где был директором. Конструкторская деятельность В. Ф. Болховитинова продолжалась тринадцать лет с 1934 по 1946 г. Первой работой был самолет ДБ-А, потом было еще семь, часть которых не была закончена или осталась в проектах.
В 1933 - 1934 гг. при серийной постройке самолета ТБ-3 возникла мысль капитально модернизировать самолет или выпустить на его основе новый с тем, чтобы добиться значительного улучшения его показателей в свете новых требований. Завод по своей инициативе, поддержанной главком, пригласил группу преподавателей и инженеров Военно-Воздушной Академии (около 20 человек) для выполнения этой работы. Возглавил группу Виктор Федорович Болховитинов; в группу входили М. М. Шишмарев (конструкция и расчеты на прочность), Я. М. Курицкес (аэродинамика) и др. В 1934 г. на заводе было организовано ОКБ, где весьма оперативно были спроектированы и построены два экземпляра нового самолета. А. Н. Туполев от этой работы отказался, так как проектировал более совершенный ТБ-7.
По типу и размерам самолеты (см. табл. 1), названные ДБ-А (ДБ-Академия) , ДБ-2А, ДБ-2/А, "А", ДБ-2, БДД (рис. 14), развивали тип ТБ-З, но они были сделаны среднепланами, все кабины и стрелковые установки были закрытые, обшивка везде.гладкая, подвеска бомб внутренняя, шасси полуубираемое, потом полностью убираемое в больших отсеках - "штанах", кабина поднята на 0,5 м, имелись посадочные щитки. На первом экземпляре стояли четыре двигателя АМ-34РН, на втором.- двигатели АМ-34РНБ и АМ-34ФРН. Масса пустого первого самолета составляла 15 400 кг.

самолет ДБА

Конструкция самолета - цельнометаллическая. Фюзеляж - полумонокок с рамными шпангоутами и многочисленными стрингерами закрытого и открытого профиля. Под центропланом был бомбовый люк размером 6Х2 м, каждая створка которого управлялась двумя силовыми цилиндрами. Лонжероны крыла ферменные из труб по типу ТБ-З, нервюры были также ферменные с полками из А-профилей. Обшивка толщиной 0,6 - 0,8 мм с многочисленными стрингерами. Крыло было сделано неразъемным для экономии массы. Вооружение: шесть пулеметов ШКАС и одна пушка ШВАК (в носовой части), первоначально - четыре пулемета ШКАС и один пулемет УБТ, бомб - 5 т. Экипаж - 7 человек. Емкость баков - 14000 л.
Самолет был выпущен в ноябре 1934 г., первый полет - в мае 1935 г. К 5 марта 1936 г. были проведены его заводские испытания (летчики Н. Г. Кастанаев и Я. Н. Моисеев), продолженные как государственные в мае - июне того же года. При полетной массе 19500 кг был возможен горизонтальный полет на двух двигателях на высоте 2500 м, на трех двигателях потолок был 5100 м. Самолет ДБ-А показал преимущества перед ТБ-3. Скорость была больше на 42 - 50 км/ч, разбег был 400 м, пробег 300 м, посадочная скорость 85 км/ч. После устранения ряда недостатков испытания были повторены с двигателями АМ-34РНВ, самолет снова прошел госиспытания и был признан вполне удачным.
10 ноября 1936 г. летчики М. А. Нюхтиков и М. А. Липкин подняли на этом самолете груз 10 т на высоту 7032 м, а 20 ноября - груз 13 т на высоту 4535 м, установив два международных рекорда. 14 мая 1937 г. летчики Г. Ф. Байдуков и Н. Г. Кастанаев со штурманом-радистом Л. Л. Кербером выполнили перелет по маршруту Москва - Мелитополь - Москва на расстояние 2002,6 км за 7 ч 2 мин 11,7 с с контрольным грузом 5 т, установив два международных рекорда скорости 280 и 246 км/ч на дистанциях 1000 и 2000 км с нагрузкой 5 т.
Успехи самолета навели на мысль применить его для трансарктического перелета через Северный полюс в Америку. На этом же первом экземпляре самолета, получившем обозначение Н-209, были проведены некоторые конструктивные улучшения. Для перелета был составлен экипаж: С. А. Леваневский - командир, Н. Г. Кастанаев - второй пилот, В. И..Левченко - штурман, Г. Т. Побежимов и Н. Н. Годовиков - механик, Н. Я. Галковский - радист.
Перелет, начатый 12 августа 1937 г. из Москвы, протекал в сложных метеорологических условиях. 13 августа в 13 ч 40 мин самолет прошел над Северным полюсом, а в 14 ч 32 мин с борта самолета была получена последняя радиограмма с сообщением, что один из двигателей остановился. На этом связь оборвалась. Самолет так и не был найден, несмотря на долгие и тщательные поиски на протяжении почти года. Этот перелет не был тщательно подготовлен.
Несмотря на гибель первого экземпляра, работа по самолету продолжалась. На втором самолете были установлены двигатели АМ-34ФРН с турбокомпрессорами, и в 1938 г. были проведены госиспытания (летчик М. А. Нюхтиков). Была заложена серия в 16 самолетов, из них сдано в 1939 г. 12 самолетов. В 1940 г. производство было прекращено ввиду запуска в серию самолета ТБ-7, обладавшего значительно более высокими летными качествами.
Самолет ДБ-А остался лишь переходным типом к скоростному тяжелому бомбардировщику. Но из-за того, что самолет ТБ-7 выпускался с большими перерывами и два раза снимался с производства, а потом опять восстанавливался, была даже мысль выпустить еще несколько серий ДБ-А.
В марте 1936 г. у Болховитинова был проект самолета БДД с четырьмя двигателями М-34ФРН в 1200 л. с., размах крыла - 36,2 м, длина 26,0 м, площадь крыла - 180 м2, герметические кабины, масса полетная 20 000 - 27 000 кг, весовая отдача - 38 %, удельная нагрузка на крыло 111 - 150 кг/м2, на мощность - 5 - 6,7 кг/л. с., скорость у земли 350 км/ч на высоте 4000 м - 400 км/ч, на высоте 8000 м - 460 км/ч, потолок 9,0 - 11,0 км, время набора высоты 5000 м - 10,5 мин, 8000 м - 17,4 мин. Самолет по проекту был аналогичен бомбардировщику ТБ-7, но не строился, хотя и числился в плане 1938 г самолет БДД
В декабре 1939 г. были разработаны тактико-технические требования (ТТТ) на тяжелый крейсер ТК-1 - модификацию ДБ-2А с четырьмя двигателями М-34ФРН, с мощным вооружением (3 пушки ШВАК, 5 пулеметов ШКАС и 8 РС) с невиданным боезапасом (3 тысячи снарядов и 11 тысяч патронов). Для аналогичного самолета ТК-4 были заданы: экипаж - 11 человек, бомб - 5000 кг и полетная масса от 16 880 до 23 900 кг. Самолеты по этим ТТТ не строились.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz