В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР"

МНОГОЦЕЛЕВЫЕ САМОЛЕТЫ Н.Н.ПОЛИКАРПОВА

Наряду с выпуском истребителей Н. Н. Поликарпов вел большую работу по двухмоторным самолетам многоцелевого назначения. Сюда относятся ВИТ (воздушный истребитель танков) и СПБ (скоростной пикирующий бомбардировщик) в нескольких вариантах каждый. Тут были и построенные самолеты и проекты.

ВИТ-1 (СВБ, МПИ-1) - трехместный многоцелевой самолет, воздушный истребитель танков, самолет воздушного боя, пикирующий бомбардировщик, разведчик, многоместный пушечный истребитель, ближний скоростной бомбардировщик. Двигатели 2 М-103. Самолет цельнометаллический, рассчитанный на 13-кратную перегрузку на случай А. Схема - низкоплан с вертикальным оперением, полого переходившим в фюзеляж овального сечения. Кабины летчика и заднего стрелка - над лонжеронами крыла. Фюзеляж - полумонокок, каркас его образован закрытыми профилями и клепаными рамами. Лонжероны крыла сварные, ферменные, трубчатые из стали ХМА, нервюры ферменные из дуралюминовых профилей и раскосов-труб. Оперение цельнодуралюминовое, рули с аэродинамической осевой компенсацией и триммерами. Колеса шасси убирались назад в мотогондолы, хвостовое колесо не убиралось. Вооружение - две пушки Шпитального (37-мм) вперед, в центроплане у фюзеляжа, одна пушка ШВАК-20 в носу фюзеляжа (подвижная ~100 в стороны) и один пулемет ШКАС на задней турели, бомб 2Х500 кг на наружной подвеске и до 600 кг в фюзеляже. Разрабатывалось семь вариантов вооружения. Здесь была предпринята попытка осуществить идею уничтожения танков с воздуха огнем мощного пушечного оружия и бомбами. Первый полет был летом 1937 г. Были достигнуты скорость более 450 км/ч и дальность полета 1000 км. Решено было поставить на самолет более мощные двигатели и внести некоторые изменения в конструкцию.
Вооружение предусматривалось мощное - две пушки ШВАК-20, подвижные, в носу и на турели, две пушки 37-мм и две пушки ШВАК в крыле, неподвижные, против танков и два пулемета ШКАС в нижней кинжальной установке; бомбы, как в ВИТ-1. На опытном самолете были две пушки ШВАК - у штурмана и у стрелка. Разрушающая перегрузка на случай Ак - 10,9 по статическим испытаниям.
Первый полет был 11 мая 1938 г. (В.П.Чкалов). Испытывали Б.Н.Кудрин (заводские испытания) и П.М.Стефановский (государственные испытания). Летные качества были выдающиеся, скорость достигала 513 км/ч на высоте 4500 м. Решено было пустить самолет в серию, но часть вооружения снять с тем, чтобы повысить скорость и высоту полета (самолет применять как скоростной и пикирующий бомбардировщик).
Был проект ВИТ в варианте самолета для дальних полетов, с двумя двигателями М-105, без вооружения, с дополнительными баками. Расчетная дальность 7900 км на скорости 350 км/ч и 6200 км на скорости 500 км/ч. Проект не был реализован.

ВИТ-2 - развитие ВИТ-1. Вертикальное оперение разнесенное, пушка ШВАК на задней турели. Крыло профиля "Кларк У" с относительными толщинами 14 % в корне и 6,35 % на концах, удлинение крыла - 6,67, сужение - 3,53, развитые зализы - все это, как в ВИТ-1. Двигатели М-105 по 1050 л. с. Колеса шасси, закрытые вместе со стойками выпуклыми обтекателями, убирались (привод пневматический) в задние отсеки мотогондол. Кабины штурмана, летчика и стрелка - с большими поверхностями остекления.

СПБ (Д,Д-З) - скоростной пикирующий бомбардировщик. Его опытный экземпляр в общих чертах представлял уменьшенный и облегченный вариант ВИТ-2. Однако конструкция СПБ была совершенно иной, мало похожей на конструкцию ВИТ. Трубы, закрытые гнутые профили, сварные узлы, закрытая клепка и другие, уже старомодные элементы конструкции были заменены открытыми прессованными профилями, отбортованными листовыми деталями, узлами из поковок, штамповок и литья, сделанными по плазово-шаблонному методу, который в это время у нас уже внедрялся.
Первый полет на СПБ выполнил Б. Н. Кудрин 18 февраля 1940 г. Затем была выпущена малая серия - 5 штук. Размеры немного отличались от ВИТ-2: размах крыла - 17,0 м, площадь крыла 42,93 м2, масса самолета пустого 4480 кг, полетная масса - 6850 кг, центровка пустого самолета - 24,8 % САХ, с нагрузкой - до 31,3 %. Коэффициент разрушающей перегрузки на случай Ак составлял 11. Вооружение: по одному пулемету в носу (ШКАС), на турели (УБ) и в люковой установке (ШКАС), 800 кг бомб в фюзеляже и 700 кг снаружи.
Была достигнута скорость 520 км/ч, взлетно-посадочные качества были отличные. По конструкции и достигнутым летным показателям самолет СПБ мог считаться лучшим в СССР, в том числе и при сравнении с данными истребителей. Новые истребители тогда лишь начинали выходить.
Однако дальнейшая судьба самолета СПБ неожиданно оказалась печальной. Первые десятки испытательных полетов серийных машин прошли благополучно, но при дальнейших испытаниях (скорость со снижением, штопор и другие случаи) стали происходить катастрофы. При невыясненных обстоятельствах погиб 27 апреля 1940 г. на первом выпущенном самолете летчик-испытатель П.Г.Головин. На втором самолете возник флаттер крыла при пикировании, крыло и весь самолет рассыпались в воздухе. Погиб летчик М.А.Липкин, излишне энергично наращивавший скорость пикирования в каждом последующем полете. При расследовании оказалось, что не были поставлены весовые компенсаторы в носках элеронов. На третьем самолете отлетел триммер руля направления, но летчику Б.Н.Кудрину удалось посадить самолет и уцелеть. На четвертом самолете летчик отказался летать. Проводились исследования, проверки и продувки натурного самолета в большой аэродинамической трубе ЦАГИ. В конце концов постройка и испытания самолета были прекращены в 1940 г., поскольку к этому времени уже был изготовлен и удачно летал опытный самолет "100" того же назначения, а за ним следовал серийный самолет Пе-2.
Одновременно были прекращены работы по поплавковому варианту СПБ (Д) с теми же двигателями М-105. Полетная масса этой модели ожидалась 7000 кг, скорость 435 км/ч. Предполагались реверсивные винты для сокращения пробега на воде.

Одновременно с постройкой и испытаниями ВИТ и СПБ под руководством Н. Н. Поликарпова разрабатывалось несколько проектов дальнейшего развития, улучшения и усовершенствования самолетов типа двухмоторного пикирующего бомбардировщика:
СПБ (БСБ) - 2М-88 (1938 г.) - дальнейшее развитие скоростного бомбардировщика с 1500 кг бомб, скоростью 535 км/ч и дальностью 2900 км при потолке 11000 м. Полетная масса - 6500 кг, удельная на- грузка на крыло - 151 кг/м2.
11Б-1 - 2М-71 (1939 - 1940 гг.) - пикирующий бомбардировщик с 280 кг бомб. Вооружение: один ШКАС в носу и один БТ на турели назад.
СПБ - 2М-71 (1939 - 1941 гг.) - скоростной бомбардировщик высотный. Скорость - 643 км/ч, удельные нагрузки - 176 кг/м2 и 1,89 кг/л. с.
"Е" (Е-2) - 2М-37 (1940 г.) - скоростной пикирующий бомбардировщик с 3300 кг бомб, скорость - 622 км/ч.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz