В.Б.Шавров "История конструкций самолетов в СССР"

ОБЩИЙ ОБЗОР

В эту первую главу должны были войти лишь самолеты двух-трех предвоенных лет, однако в нее пришлось включить и самолеты, выпущенные в 1934 - 1938 гг., но не вошедшие в первую книгу. Такое отступление сделано в интересах читателя с целью сохранения непрерывности изложения.
В 1936 г. наша военная авиация занимала ведушее место в мире. Передовыми были истребители И-15 и И-16 (серийный выпуск их только начался), ДИ-6, бомбардировщики СБ и ДБ-З, разведчики Р-10, учебные УТ-2 и другие опытные образцы . Еще не совсем устарел самолет ТБ-З, могли служить и самолеты Р-5. Это благополучное положение, подкрепленное рядом рекордов и выдающихся перелетов (породившее самоуспокоенность некоторых работников и даже зазнайство), неожиданно и быстро кончилось осенью 1938 г.- в испанской войне выяснилось отставание в скорости и вооружении (начавшееся уже в 1937 г.) наших истребителей от нового немецкого "Мессершмитта-109Е". Самолеты ТБ-3 и Р-5 уже перестали удовлетворять требованиям времени. На Халхин- Голе выручило появление самолета И-153 и новых модификаций самолета И-16, но этого было мало для встречи с более серьезным противником. Война с Финляндией подтвердила этот вывод.
Необходимы были самые срочные меры, "бросок" вперед для преодоления этого отставания в условиях явственного приближения войны с фашистской Германией.
Решениями Коммунистической партии и Советского правительства был расширен фронт опытных работ. В 1939 г. был выдан ряд заданий на новые самолеты, особенно истребители, были организованы новые ОКБ из молодых специалистов.
Работа по созданию опытных самолетов пошла энергично: уже в начале 1940 г. было построено и испытано более десятка опытных истребителей, из которых наиболее удачными оказались три - И-26, И-200 и И-301. Еще в ходе испытаний они были улучшены, затем переименованы в Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3 и тут же пущены в серийное и массовое производство на нескольких заводах сразу, даже без полной доводки. Это было "второе поколение" истребителей-монопланов после И-16. Скорость их достигала и превышала 600 км/ч на расчетной высоте полета. Успех этот стал возможен потому, что к этому времени наша промышленность освоила и начала выпускать новые двигатели М-100, М-103, М-105, АМ-35, АМ-38, М-82, М-71 и другие мощностью до 2000 л. с. Кроме истребителей были созданы скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, бомбардировшики Ил-4, Ер-2 и ТБ-7 (Пе-8), штурмовик Ил-2, разведчик Су-2 и др.
И именно потому, что уровень, достигнутый нашей авиационной наукой и промышленностью к 1939 г., был достаточно высоким, удалось в короткий срок, всего за два года, создать совершенно новые и вполне современные образцы истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков и подготовить базу для их массового производства. К 1941 г. был в основном обеспечен набор необходимых типов боевых самолетов.
Однако их массовый выпуск еще только начинался, и они не были широко освоены летным составом. К тому же темпы строительства новых заводов были недостаточны, и к началу войны они еще не давали продукции. Их пришлось достраивать в 1941 - 1942 гг. силами эвакуированных работников и одновременно налаживать массовый выпуск самолетов. В результате трудовых усилий уже с 1943 г. все возрастающий выпуск самолетов позволил советской авиации достичь перевеса в воздухе. А почти вся тяжесть первого периода войны легла на самолеты 30-х годов.
С 1939 г. была отброшена "теория двух истребителей" - взаимодействия скоростного истребителя-моноплана (И-16) и маневренного - биплана (И-15), имевшая хождение в 1934 - 1938 гг. Она отражала временный переходный этап (пока существовали истребители-бипланы), а не закономерыый процесс.
Испанская война показала в 1938 г., что важнейшим фактором является перевес в скорости (горизонтальной и вертикальной), без которого маневренность не может иметь значения. Истребители- бипланы после 1939 г. изжили себя, монопланная схема стала единственно возможной для истребителей, однако в течение всего 1940 г. продолжал выпускаться (и притом в больших количествах, почти половина всех самолетов) устаревший истребитель И-153 из-за отсутствия других, лучших объектов для загрузки серийных заводов. Почти такое же положение было с истребителем И-16, также исчерпавшим себя.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz