COMMI - FREE WARE
Организация ПВО

76,2-мм зенитная пушка Лендера обр.1915 г. на шасси 'Руссо-Балт'

С первых шагов строительства Красной Армии большое внимание уделялось созданию и развитию противовоздушной обороны. Советской республике досталось в наследство от царской армии то, что не попало в руки интервентов и белогвардейцев - немногим более полутора сот изношенных самолетов-истребителей и несколько десятков противосамолетных (зенитных) пушек.
По инициативе В. И. Ленина в ноябре 1917 г. был сформирован первый социалистический авиационный отряд в составе 12 экипажей для борьбы с контрреволюционными войсками Краснова и Керенского. Затем рабочие Путиловского завода построили и укомплектовали личным составом бронепоезд "Стальной - противосамолетный". В 1918 г. были созданы Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), явившийся научной базой для развития авиации, а для подготовки кадров для зенитной артиллерии - школа стрельбы по воздушному флоту, создается специальное управление заведующего формированием зенитных батарей (Упрзазенфор). Всего в апреле 1918 г. имелось 16 зенитных батарей (36 специальных зенитных пушек), кроме того, на Путиловском заводе было 23 зенитные пушки (образца 1914 г.) и в стадии производства находилось 66 таких же пушек.
В марте 1918 г. на совещании в Высшем военном совете республики было принято решение ввести в состав пехотной дивизии две позиционные зенитные батареи (всего 8 трехдюймовых пушек образца 1902 г.), а в ноябре этого же года приказом Реввоенсовета республики № 220 в штат стрелковой дивизии вводился отдельный противосамолетный дивизион (4 батареи по 4 зенитные пушки образца 1914 г. и модернизированного ее образца 1915 г.). Однако тяжелые экономические условия не позволили реализовать эти планы.
Основы боевых действий войсковой зенитной артиллерии определялись Полевым уставом РККА 1918 г., в котором указывалось, что для борьбы с воздушным флотом назначаются специальные противоаэропланные батареи, а при их отсутствии или недостатке-батареи из общего состава артиллерии войсковых соединений.
При прикрытии войск противосамолетные или приспособленные для стрельбы по самолетам батареи полевой артиллерии рекомендовалось располагать на интервалах 3-4 версты *, удаление позиций этих батарей от передовой пехотной линии обусловливалось требованиями выполнения боевых задач. На батареи возлагалась также задача воздушного наблюдения.
Зенитное прикрытие походного движения войск рекомендовалось осуществлять на отдельных участках труднопроходимых маршрутов. После прохода главных сил противосамолетные батареи обгоняли пехотные колонны и занимали новые позиции. Скорость движения составляла 4 версты в час. Глубина колонны противосамолетной батареи составляла 350-400 м, а дивизиона четырехбатарейного состава- 1600-1800 м.
Тактика ведения противовоздушной обороны определялась действиями войск. Так, при подготовке операции Западного фронта (май-июнь 1920 г.) в связи с усилением активности авиации белополяков командующий войсками 16-й армии издал указания по борьбе с самолетами противника, где предусматривалось выделение легких батарей полевой артиллерии и приспособление их для стрельбы по самолетам, а также организация стрельбы по самолетам из пулеметов и винтовок. Огонь из стрелкового оружия рекомендовалось вести при снижении самолетов ниже 500 м во фланг или навстречу. Пулеметы, предназначенные для стрельбы по самолетам, на позициях развертывались на дистанциях 500 м один от другого, и устанавливалось непрерывное дежурство и наблюдение за воздухом. От всех войск требовались тщательная маскировка от воздушной разводки и использование защитных свойств местности.
В 1920 г. было издано первое пособие "Сведения по стрельбе", а за ним - "Наставление для стрельбы по воздушному флоту батареями, вооруженными трехдюймовыми противоаэропланными пушками образца 1914г.".
В борьбе с интервентами и белогвардейцами красные зенитчики и летчики, несмотря на недостаточное количество вооружения и его плохое техническое состояние, проявляли стойкость, героизм и показывали высокую выучку. Они не только срывали налеты самолетов, вынуждая их поспешно сбрасывать бомбы вне расположения войск, но и сбивали их.
Так, 2 марта 1918 г. под Петроградом был сбит самолет противника над станцией Торошино. На Северном фронте две зенитные батареи на железнодорожных установках заставили противника прекратить налеты на железнодорожные разъезды и станции. Во время наступления Юденича на Петроград две зенитные батареи на автомобильных установках совместно с пехотой отразили атаку противника, за что одна из них была награждена орденом Красного Знамени. В боях против Врангеля 4-я зенитная автомобильная батарея в районе Каховки сбила 2 самолета противника. При обороне Каховского плацдарма летчик Н. Н. Васильченко атаковал 7 самолетов врангелевцев и сбил 2 из них.
В гражданскую войну военная авиация стала важным средством ведения войны и оказывала существенное влияние на ход и исход боевых действий. Это потребовало организации разведки воздушного противника и привлечения всех огневых средств для его уничтожения. Зенитная артиллерия стала основным наземным средством противовоздушной обороны.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz