П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"

ВОЗДУШНЫЕ БОИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Во Франции в середине 1916 г. были созданы крупные истребительные отряды. В частности, в боях под Верденом участвовали 60 летчиков-истребителей.
Верховное командование русской армии не придавало никакого значения воздушному бою. Уже в ходе войны, когда ГВТУ представило в Генеральный штаб соображения о возможных видах боевого применения самолетов, мысль о воздушном бое не встретила поддержки в высших военных кругах. В Генеральном штабе считали, что на первом месте должна стоять задача разведки, если эта задача будет заслонена погоней за превращением аппаратов в средства воздушного боя, то может случиться по состоянию современной техники, что ни та, ни другая задача не будет достигнута. Руководители Генерального штаба особенно подчеркивали в своем заключении, что <мысль о том, что во время войны придется раньше всего сразиться, чтобы овладеть воздухом, едва ли верна, это значило бы поставить на карту воздухоплавательные средства и при том без надобности>. При таких взглядах на боевое использование авиации никаких серьезных мероприятий по вооружению самолетов не проводилось. И все же воздушная борьба стала фактом. Что же послужило толчком к этому?
Можно понять чувства летчиков, когда, совершая разведку, они на встречных курсах сталкивались в воздухе с немецкими самолетами, и самое большее, что могли сделать, это лишь погрозить врагу кулаком. Столкновения и смертельная борьба между <крылатыми людьми> должны были возникнуть неизбежно. Хотели этого генералы или не хотели, предполагали иначе использовать авиацию или нет, писали по этому поводу приказы или не писали, одобрял или не одобрял эти приказы великий князь Александр Михайлович - все это уже ничего не решало. Включившись в борьбу, авиация должна была найти и средства этой борьбы.
Помимо создания зенитной артиллерии, логика вооруженной борьбы подсказала, что лучшим средством противодействия авиации будет сама авиация.
Боевая жизнь привела к выделению в особую категорию летчиков-истребителей. Нелегкой была деятельность этих первых рыцарей русской авиации. Прежде всего, у них в руках не было надежного оружия и отвечавших требованиям воздушного боя самолетов. Отдельные летчики и конструкторы, предвидя возможность воздушного боя, пытались еще накануне войны вооружить самолеты и приспособить их для борьбы с самолетами противника в воздухе. Однако эти попытки не получили поддержки. При встрече с противником летчики пытались уже стрелять из пистолетов, но при скорости полета 100-115 км/ч такая стрельба была безрезультатной. Перед истребительной авиацией ставилась основная задача - завоевание господства в воздухе, при котором самолеты противника не могли бы выполнять боевые задания.
Официально начало возникновения истребительных авиаотрядов в русском воздушном флоте связано с докладом заведующего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии от 2 июля 1916 г. на имя начальника штаба верховного главнокомандующего. В нем говорилось: <Появление на нашем фронте быстроходных и сильно вооруженных неприятельских аппаратов-истребителей вызвало необходимость формирования и у нас отрядов истребителей, задачей которых явились бы:
1) защита менее быстроходных и слабее вооруженных аппаратов во время исполнения последними задач по разведке, фотографированию и корректированию стрельбы;
2) недопущение аппаратов противника к разведке важных в военном отношении пунктов и районов;
3) преследование неприятельских аппаратов с целью их уничтожения>.
На документе есть пометка верховного главнокомандующего от 4 июля 1916 г.: <Принципиально согласен>.
Однако фактически в России еще до официального признания истребительной авиации она уже существовала и выполняла свою боевую работу, обеспечивая деятельность корректировщиков и разведчиков; еще весной 1916 г. образовались отдельные истребительные авиаотряды. В середине 1916 г. на фронтах приступили к формированию двенадцати отрядов истребителей (по одному на армию) По шесть самолетов в каждом. В середине 1917 г., т. е. через год, число отрядов истребителей увеличилось вдвое. В каждом отряде насчитывалось уже по восемь машин; таким образом, все истребительные отряды насчитывали 192 истребителя.
Увеличение числа истребителей в каждом отряде произошло еще в 1916 г. Это было продиктовано тем, что, по словам командования, <воздушные бои, ставшие обычным явлением, принимают все более ожесточенный характер, причем появление быстроходных, сильно вооруженных аппаратов противника парализует деятельность наших летчиков, не давая им возможности выполнять крайне важные задачи разведки тыла противника, столь необходимые в период настоящих операций> Приданные к отряду две дополнительные машины имели задачей защиту <других менее быстроходных аппаратов своего отряда при выполнении последними ответственных задач>.
Развертывание боевых операций и переброска немецким командованием крупных воздушных сил на Юго-Западный фронт привели к необходимости организовать истребительные авиагруппы в составе 4-6 истребительных авиаотрядов. Так, при 11-й армии летом 1916 г. была сформирована 1-я истребительная группа в составе четырех авиаотрядов, несколько позже на Юго-Западном фронте - 2-я истребительная группа. На Западном фронте действовала 3-я истребительная группа, которой командовал военный летчик Шереметьевский, лично сбивший 10 немецких самолетов. На Западном фронте действовал также особый истребительный авиаотряд из гвардейских офицеров, подчиненный непосредственно великому князю Александру Михайловичу. Ощутимой пользы на фронте от него не было: все боевые полеты гвардеиских офицеров сопровождались широкой рекламой, но результаты их были совсем невелики. Летчики этого отряда не знали авиатехники и пренебрежительно относились к механикам.
К этому времени воздушный бой принял другой характер. Раньше русские летчики летали в основном на двухместных самолетах с толкающими винтами. На большинстве из них можно было вести огонь только вперед, на немецких же самолетах - только назад. Естественно, что в этих условиях более быстроходный германский биплан не мог атаковать, так как для этого ему нужно было развернуться на 180°. Стрелявший вперед русский биплан также был лишен возможности атаковать из-за малой скорости. Правда, часть русских летчиков в это время уже летала на самолетах типа <Ньюпор>, однако на них нельзя было стрелять вперед и трудно было вести бой. Когда же появилась возможность стрелять через винт и поверх винта, самолет, обладавший даже небольшим преимуществом по скорости, мог безнаказанно заходить в хвост самолета противника и наносить ему поражение. Бипланы с толкающими винтами стали настолько легкой добычей для истребителей противника, что скоро уступили место быстроходному и маневренному одноместному самолету с тянущим винтом и, начиная с середины 1916 г., действовали только с охраной истребителей или под покровом ночи.
Характер борьбы истребителей того времени хорошо обрисовал военный летчик Жан Дюваль, побывавший на Восточном фронте и наблюдавший за боевой работой русских летчиков. Он писал в назидание французским авиаторам: <Делайте перевороты через крыло, штопор, пике и др. номера по отношению к противнику, делающему то же самое; точно рассчитайте расстояние, откуда вы вышли, амплитуду вольта, точку, где вольт закончится; занимайте позицию для стрельбы, имея пулемет уже направленным на цель, и все это в четверть секунды - только тогда будет успех. Встречи самолетов имеют молниеносную быстроту... Расстояние между противниками в бою не превосходит обычно 200 метров. Чаще оно измеряется дистанцией от 100 до 10 метров. Не более чем в две секунды, истребитель должен прицелиться, стрелять, сделать маневр, чтобы отбиться, и снова должен занять боевую позицию. В это мгновение проявляются ум, ловкость, глазомер, рефлективная способность, одним словом, весь человек. Такая точность в движениях может быть только инстинктивной...
Летчик-истребитель является великим фехтовальщиком в воздухе, а самолет - его рапирой. Бой между двумя ловкими противниками объясняет все летное искусство; это ослепительная джигитовка, головокружительная карусель в смертельной дуэли>.
В бою истребителей громадное значение имеет правильная оценка летно-технических данных самолета противника, учет реальной обстановки и метеообстановки. В зависимости от этих факторов летчик должен избрать такую тактику, которая позволит наиболее полно использовать преимущества летных качеств своего самолета перед самолетом противника. Русские летчики-истребители еще тогда выработали свою тактику воздушного боя, в основе которой был бой парами.
Совершенствовалась авиатехника истребительных отрядов. В конце 1915 г. началось их перевооружение. В армию поступали быстроходные одноместные аппараты типа <Ньюпор-10>, <-II>, <-17>, <-21> (в небольшом числе), <Моран> и <Спад>. Большинство их строилось на отечественных заводах.
В табл. 15 в несколько сокращенном виде представлены летные данные аппаратов, состоявших на вооружении в истребительных отрядах, взятые из <Ведомости действующих самолетов на фронте на 1 апреля по их типам и данным> (1917 г.). Из таблицы видно, что лучшими данными по скорости и маневренности обладали истребители <Ньюпор-17> и <Моран-монокок>. Однако в армии преобладали самолеты <Ньюпор-11> и <-21>. В 1916 г. положение истребительных отрядов было тяжелым, так как вследствие больших потерь истребителей под Верденом французское правительство ограничило число самолетов, передаваемых России, и полностью отказало в снабжении двигателями <Рон>, в то время как русские заводы осваивали французские самолеты именно с этим двигателем. В результате пришлось перейти на двигатели <Моносупап>, что, естественно, вызвало значительные трудности в производстве самолетов. Все это сильно тормозило снабжение армии авиационной техникой.
Немцы использовали в 1915-1916 гг. на Восточном фронте самолеты "Фоккер" с двигателями "Гном" мощностью 95 л.с., обладавшими скоростью 138 км/ч, скороподъемностью на 3000 м - 15 мин, и полезной нагрузкой 125 кг. В 1916 г. на фронте появился "Фоккер" с двигателем мощностью 165 л.с., обладавший высокими леиными данными. Не менее важным его преимуществом было вооружение пулеметом с синхронизатором.
Вместе с тем к этому времени авиационная техника уже позволяла установку на самолетах легких пушек. Первые опыты в этом направлении были сделаны в России еще в начале войны - пушка устанавливалась под фюзеляжем самолета <Муромец>, а место стрелка бронировалось. В 1916 г. во Франции на самолете <Вуазен> также была смонтирована 37-миллиметровая пушка, стрелявшая по направлению полета. Такого вооружения русским самолеты не имели.
Несмотря на отмеченные недостатки самолетов-истребителей созданные истребительные отряды быстро завоевали авторитет на фронтах и показали, какой грозной силой они могут быть в умелых руках. Уже в 1916 г. среди военных специалистов сформировалось правильное представление о роли и задачах истребительных отрядов. <Наставление по применению авиации на войне>, изданное в этом году, подчеркивало, что целью борьбы с авиацией противника <является обеспечение своему воздушному флоту свободы действий в воздухе и стеснение таковой противнику. Цель эта может быть достигнута беспрестанным преследованием неприятельских аппаратов для их истребления в воздушном бою, который является главной задачей отрядов истребителей>.
Лучшие русские летчики летали, в основном, на самолетах отечественного производства, в частности, на одноместных самолетах типа <Спад>, выпускавшихся заводом <Дукс>. Это были бипланы с двигателем жидкостного охлаждения. Скорость такой машины достигала 200 км/ч. Самолет вооружался двумя пулеметами типа <Виккерс>, стрелявшими через винт. Устанавливался даже оптический прицел типа <Альдис>, причем наводка на цель осуществлялась приведением самолета в нужное положение.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz