П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"

ДЕЙСТВИЯ ТЯЖЕЛЫХ ВОЗДУШНЫХ КОРАБЛЕЙ

Заметный вклад в борьбу с врагом внесла эскадра воздушных кораблей <Илья Муромец>. Она приступила к боевой работе, имея только три корабля. На вооружении каждого из них состояло два пулемета, один карабин с 360 патронами. Запас горючего был рассчитан на 4-5 ч полета, полезная нагрузка 1350-1500 кг, скорость 100 км/ч, скороподъемность на 2500 м - 45 мин.
В состав экипажа вначале входило три человека: командир корабля, его помощник и артиллерийский офицер. Экипажи укомплектовывались квалифицированными летчиками и стрелками-артиллеристами. Среди них были летчики: Алехнович, капитан Горшков, поручик Новицкий, офицеры Смирнов, Журавченко и др. Обучение летного состава и выработка устава о службе на воздушных кораблях были возложены на генерал-майора Шидловского, который одновременно оставался предсeдателем правления РБВЗ.
Подготовка личного состава, организация аэродромной службы и сборочных мастерских позволили эскадре развернуть боевую работу только в начале 1915 г. Она в это время базировалась па аэродроме у деревни Старая Яблонна в полосе действий 1-й армии Северо-Западного фронта. Перед ней были поставлены задачи вести усиленную разведку с воздуха, внимательно следить за изменением боевой обстановки, помешать противнику осуществлять переброску войск на этот (участок фронта, воздействуя на железнодорожные узлы, станции и аэродромы в городах Нейденбург, Сольдау, Вилленбург, Плоцк, Млава, а также помочь войскам фронта в форсировании Вислы.
В течение февраля самолет <Илья Муромец Киевский> выполнил три боевых полета. Первый из них 15 февраля имел задачей выяснить наличие переправ на участке Вислы до Добржан и в случае обнаружения разрушить их. Полеты 24 и 25 февраля (производились с целью разведать район Сурово -Круково-3арембы -Вилленберг-Хоржеле и бомбардировать Вилленберг.
В архиве сохранились 16 фотоснимков, запечатлевших результаты этих полетов. Экипаж полностью выполнил возложенные на него боевые задания. Начальник штаба 1-й армии генерал-лейтенант Одешелидзе доносил: <Полеты эти показали крупное (преимущество аппаратов <Илья Муромец> по сравнению с аппаратами других систем. Большая грузоподъемность, удобство наблюдения, возможность взять большую высоту (на последних полетах 3200 м), большой радиус полета, вооружение аппаратов и большая меткость попадания бомбами - все это составляет (чрезвычайно крупное преимущество по сравнению с аппаратами обыкновенного типа ... Большое значение имеет также достоверность результатов разведки, так как каждое наблюдение может свободно фотографироваться. Произведенные три боевых полета вполне показали, каких крупных результатов можно ожидать от аппаратов типа <Илья Муромец>. Таким образом, уже первые фронтовые операции подтвердили ценность воздушных кораблей для действующей русской армии.
6 марта капитан Горшков на самолете <Илья Муромец> вылетел на выполнение нового боевого задания, имея целью произвести разведку Северного Прасныша, разыскать батареи неприятеля, сфотографировать их и произвести бомбами дальнейшие разрушения в городе Вилленберг. Полет продолжался около 4 ч на высоте 3000 м. В результате командование узнало, что весь этот район представляет из себя сильно укрепленную позицию. Были указаны артиллерийские точки. На станцию Виллеиберг экипаж сбросил 10 пудовых бомб, из них одна попала в полотно железной дороги, бомбежке подверглись аэродром и обозы противника. Командование получило 17 фотоснимков. Через несколько дней были получены агентурные сведения, подтверждавшие донесения летчиков. В марте Вилленберг еще дважды подвергался бомбардировке. О результатах штаб армии телеграфировал: <Прибывший агент из Вилленберга показал, что за 3 полета <Илья Муромец> в городе и на станции произвел следующие разрушения: разрушено станционное здание и пакгауз, 6 товарных вагонов и вагон коменданта, причем комендант ранен, в городе разрушено несколько домов, убито 2 офицера, 17 нижних чинов, 7 лошадей, в городе паника, жители в ясную погоду прячутся в погребах>.
18 марта генерал-лейтенант Одешелидзе телеграфировал в Ровно великому князю Александру Михайловичу о том, что аппарат <Илья Муромец> сделал уже шесть боевых полетов. Разведка дала ценные результаты. Подчеркивалось, что бомбежка железнодорожных станций была успешной. <Уже опыт первых боевых полетов показал, что от этого аппарата можно ожидать очень крупных результатов как по разведке, так и по метанию бомб ... Полагаю, что этот тип аппаратов по своим боевым качествам заслуживает всяческого поощрения>, - утверждал Одешелидзе.
Эскадра продолжала свою плодотворную деятельность на фронте. Особенно ценными были разведывательные данные, полученные 22 марта. В этот день летчики обнаружили на Хорженевском направлении большое скопление войск и обозов. Противник стягивал сюда войска для проведения крупных операций против 1-й армии. Немцы открыли по <Муромцу> ураганный артиллерийский огонь. 5 апреля эскадра подвергла интенсивной бомбардировке Плоцк и речную пристань. Были разбиты две баржи с военным грузом4. 11 апреля <Муромец> бомбил станцию Найденбург. Было сброшено 12 бомб, в том числе 9 пудовых, станция сильно разрушена. В последующих полетах интенсивной бомбежке подверглась железнодорожная станция Млава, имевшая большое стратегическое значение для противника.
Немецкое командование было серьезно обеспокоено действиями эскадры русских многомоторных самолетов. Чтобы парализовать ее боевую активность, немцы провели крупный воздушный налет на аэродром в Старой Яблонне. Прямых попаданий в самолеты не было, но один боевой аппарат временно был выведен из строя. Бомба большой силы упала в 30-ти шагах от <Муромца>. Осколки повредили картер двигателя, пропеллеры, радиатор. Самолет удалось быстро отремонтировать, и он продолжал участвовать в боевой работе.
В ходе боевых вылетов были выявлены основные тактико-технические данные самолетов <Илья Муромец>. Практика показала, что они способны поднимать до 1400 кг полезной нагрузки. При запасе горючего на 5 ч и наличии на борту трех человек экипажа, двух пулеметов и карабина корабль свободно поднимал 0,5 т бомб. При отсутствии бомбовой нагрузки продолжительность полета увеличивалась до 9-10 ч. На высоте 2500 м <Муромец> развивал скорость 100-110 км/ч. Удобство управления, хороший обзор и наличие приспособлений для фотографирования и бросания бомб делало его очень удобным и эффективным. Самолета с такими характеристиками не было на вооружении ни в одной стране.
Командование эскадрой в конце марта сообщило в штаб главнокомандующего Северо-Западным фронтом, что <к концу апреля месяца эскадра будет иметь шесть кораблей боевого типа, так как моторы на последние четыре уже получены>.
Полеты тяжелых кораблей были сопряжены с огромным риском. Нередки случаи, когда самолет возвращался на базу, весь изрешеченный пулеметным и артиллерийским огнем противника. Так случилось в апреле 1916 г. при боевом полете <Муромца>, бомбившего железнодорожную станцию Даудзевас. Немцы открыли по самолету ураганный артилерийский огонь, в результате которого два двигателя были серьезно повреждены. Осколком разорвавшегося вблизи снаряда был тяжело ранен первый пилот <Муромца>. Раненый летчик повалился на штурвал и самолет потерял управление. Только благодаря мужеству и хладнокровию второго пилота, поднявшего раненого и взявшего штурвал в свои руки, самолет долетел до своего аэродрома. Лететь пришлось на небольшой высоте над окопами противника. На <Муромце> оказалось около 70 пробоин.
Начиная с лета 1916 г., стали особенно досаждать эскадре немецкие истребители. 19 марта 1916 г. <Муромец> под командованием А. В. Панкратьева выполнял боевое задание. Самолет атаковало два <Фоккера>, один самолет противника сбили. <Муромец> на трех моторах дотянул до своего аэродрома. Смертельно был ранен офицер Ушаков, тяжело ранен военный летчик поручик Федотов.
13 сентября 1916 г. <Муромец> под командованием капитана Головина над Рижским заливом был атакован <Фоккерами>, получил 243 пробоины, но все же дотянул до своего аэродрома. Как только <Муромец> вылетал на боевое задание в одиночку, без сопровождения истребителей, он подвергался атакам противника. Нередко немецкие самолеты нападали в составе эскадрилий, где было отработано взаимодействие в воздушном бою. 17 мая такая эскадрилья в составе пяти машин обрушилась на самолет русского аса Н. К. Кокорина, который геройски погиб в этом неравном бою. 15 июня 1917 г. восемь <Фоккеров> напали на <Муромец>, которым командовал опытный летчик А. Н. Шаров. В воздушном бою были ранены командир, второй пилот А. Ю. Лутц, артиллерийский офицер и пулеметчик, но они сумели отбиться от <Фоккеров> и посадить самолет на свой аэродром.
Полковник Бек не без основания утверждал, что немцы имеют полное основание бояться гигантских аэропланов И. И. Сикорского, управляемых отчаянно смелыми русскими авиаторами, как достойных соперников их смертоносных кораблей, и этим объясняется тот факт, что цеппелины нанесли очень мало вреда в России.
Между тем эскадра воздушных кораблей продолжала приносить армии неоценимую пользу. Во время отступления русских армий из Галиции <Муромцы> дезорганизовывали работу крупных железнодорожных узлов противника, забитых войсками и эшелонами с боеприпасами. Удачные налеты проведены на железнодорожные станции и военные объекты Львова, Янова и других городов. Во время одного из налетов на станцию Сольдау удалось взорвать железнодорожный состав со снарядами. В ряде случаев бомбардировщики выводили из строя мосты и расстраивали движение автотранспорта противника. Осенью 1915 г. сильному удару с воздуха подверглась железнодорожная станция Митава. <Муромцы> сбросили на нее 37 авиабомб и взорвали немецкие склады с горючим.
Отступление русской армии на Северо-Западном фронте заставило эскадру многомоторных кораблей перелететь из Старой Яблонны сначала в Белосток, затем в Лиду, Псков и, наконец, в Винницу. Боевая работа эскадры, на каком бы фронте она ни действовала, имела заслуженный успех. В 1915 г. <Муромцы> сделали свыше 100 боевых полетов и сбросили на неприятельские объекты около 20 т авиабомб. Их глубокие рейды по тылам противника с фотографированием военных и стратегических объектов дали командованию весьма ценные данные.
С начала 1916 г. обстановка для боевой деятельности <Муромцев> резко изменилась. У противника появились истребители, стрельбу с которых вели из пулеметов через винт, а также зенитная артиллерия. Это заставило не только улучшить вооружение многомоторных самолетов и повысить их летные качества, но и выработать новую тактику их боевой деятельности. <Муромцы> перешли к групповым полетам: на боевое задание вылетали звеном по два или четыре самолета. Например, железнодорожную станцию Митава бомбили три <Муромца>. В полетах был принят <уступный> строй, обеспечивавший при нападении вражеских истребителей взаимную огневую защиту. В целях усиления вооружения <Муромца> на него в качестве опыта поставили морскую 37-мм полуавтоматическую пушку системы П. А. Гельвиха. Это была первая в истории авиации попытка поставить на самолет пушку.
Боевая деятельность <Муромцев> продолжала расширяться. В июле 1916 г. они сделали 31 вылет и сбросили на военные объекты противника 2137 кг авиабомб, в августе соответственно - 46 вылетов, 4416 кг бомб. Эффективными были групповые налеты на немецкую гидробазу на озере Ангерн (вблизи Риги), где сосредоточилось свыше 20 немецких гидропланов. Только во время одного из налетов на базу были сброшены 72 авиабомбы крупного калибра, отмечены <22 отличных попадания в ангары и 11 в пристань, две бомбы легли вплотную у разбегавшихся аппаратов и последние остановились вовсе. Из 12 пулеметов все время поддерживался огонь по оставшимся на воде без движения пяти гидропланам>.
<Муромцы> внесли свой вклад в обеспечение наступления войск Юго-Западного фронта летом 1916 г. Они сделали много удачных налетов на стратегические пункты и железнодорожные узлы противника. Для дезорганизации крупных железнодорожных узлов совершили массированные налеты на станции Бучач и Язловец, забитые железнодорожными составами и военной техникой противника. В результате бомбардировки были взорваны вагоны с боеприпасами, поврежден железнодорожный путь и разрушены станционные сооружения.
Не менее успешной была боевая деятельность <Муромцев> на других фронтах. К 1916 г. личный состав эскадры насчитывал 1350 человек. При ней действовали метеостанция, школа для обучения полетам, обширные мастерские, фотолаборатория, гараж. Ей придавалась зенитная батарея. По существу эскадра представляла собой не что иное как зародыш нового рода военных воздушных сил - тяжелую бомбардировочную авиацию. Россия в деле создания такой авиации оказалась впереди всех воевавших стран.
Стремясь избежать интенсивного артиллерийского обстрела и огня истребителей противника, <Муромцы> применяли тактику ночных полетов. Удачным был, например, 14 июня 1916 г. ночной полет <Муромца>, имевшего задание разбомбить железнодорожную станцию Митава. В боевом донесении говорилось: <Корабль поднялся с аэродрома в 23 часа. Подойдя по компасу в 1 час 15, бомбардировал ярко освещенную станцию и склады Митавы, сбросив при этом 20 бомб общим весом 15 пудов. Попадания очень удачные, вызвавшие разрушения и пожары, которые были видны с корабля все время маршрута от Митавы до Риги. В обратном пути корабль подвергся беспорядочному обстрелу зенитных батарей противника, стрелявших, очевидно, на звук моторов>
Но ночные полеты, избавляя от артиллерии и истребителей врага, не позволяли фотографировать военные объекты, снижали качество прицельного бомбометания и разведки. Все же <Муромцы> вынуждены были летать чаще днем, чем ночью. Жизнь подсказала и особую боевую тактику таких полетов. В <Первоначальных указаниях для организации и выполнения групповых полетов>, написанных в 1916 г. в качестве руководства, говорилось, что <Муромцам> должны предоставляться важнейшие цели, для полетов создаваться особые звенья, охраняемые специально назначенными для этой цели истребителями. Совместная боевая работа тяжелых кораблей и истребителей сопровождения была первым опытом в истории авиации и дала положительные результаты. Можно сослаться на пример налета на аэродром и склады противника в районе Борзина, где находился штаб 89-й германской дивизии. В налете участвовали три <Муромца> и 16 истребителей, часть из них выполняла функции бомбардировщиков. На военные объекты было сброшено 78 авиабомб массой свыше 1600 кг. В результате удачных попаданий произошел сильный взрыв на артиллерийских складах. Немецкие истребители, пытавшиеся настигнуть <Муромцев>, сами потеряли в воздушном бою четыре самолета и не смогли причинить эскадре существенного ущерба.
Опыт ночных и групповых полетов <Муромцев> в сопровождении истребителей использовался в боевой деятельности армейских и корпусных авиаотрядов, влияя на их тактику. Так, смелый ночной налет армейских самолетов в июле 1916 г. на станцию Гауркальн, когда на немецкие эшелоны было сброшено 60 авиабомб, проведен под влиянием ночных полетов <Муромцев>. Примерно в это же время 10 самолетов 4-го авиадивизиона сбросили на станцию Барановичи 55 авиабомб; налет проведен днем, и были хорошо видны удачные попадания в артиллерийские склады, где возник большой пожар. Успешные групповые налеты на станции Калина, Елогка и другие провели авиационные отряды 5-го авиадивизиона. Все эти факты свидетельствовали о том, что групповые полеты стали для русской авиации нормальным явлением. Наставление по применению авиации на войне в 1916 г. уже зафиксировало их как эффективную форму боевых действий против наземных целей.
В ходе войны <Муромцы> прочно завоевали себе авторитет в армиях всех фронтов. Военное ведомство в программе <Снабжения авиационным и воздухоплавательным довольствием с 1 января 1917 г. по 1 июля 1918 г.> предусматривало поступление на вооружение 120 <Муромцев>, причем 80 из них надлежало построить в 1917 г. 2. К 1 февраля поступило на вооружение 38 машин Норма потерь самолетов типа <Илья Муромец> исчислялась ГВТУ 200 % в год.
В 1917 г. на фронте действовали уже пять дивизионов тяжелых кораблей <Илья Муромец>. Они подчинялись непосредственно штабу верховного главнокомандующего и вели работу по его заданиям в тесном контакте с командованием фронта, на участке которого проводилась боевая работа. В положении об эскадре говорилось, что эскадра воздушных кораблей имеет назначением содействие нашим войскам при боевых операциях. Таким образом, начало взаимодействию авиации с войсками, причем не только малых аппаратов, но и тяжелых кораблей, было положено еще в ходе первой мировой войны.
<Муромцы> совершили за время войны более четырехсот боевых вылетов, сбросив около 65 т бомб. Это была первая в истории авиации сложившаяся форма боевого использования тяжелых самолетов, определившая в дальнейшем профиль тяжелой бомбардировочной авиации.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz