П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"

АВИАРАЗВЕДКА

Важнейшей задачей авиации в войне стала оперативная разведка. Ранее командование фронтов и армий основные задания по разведке глубокого тыла противника возлагало на конницу, проникавшую иногда на сотни километров в глубь территории противника, а авиацию рассматривало как средство ближней разведки и связи в радиусе 100-120 км. Но после первых же разведывательных полетов оказалось, что авиация способна гораздо быстрее, точнее и более документально, чем конница, дать командованию наземных войск необходимые данные о противнике. Эти данные могли быть использованы не только для решения тактических задач, но и для сложных операций большого масштаба.
Авиация становится основным средством разведки фронта и глубокого тыла немецко-австрийских войск. Это, разумеется, не означало, что вся разведывательная работа перешла к ней. Конница и агентурная разведка продолжали добывать сведения о противнике. Авиация выполняла задачи разведки на глубину 300-400 км. По мере совершенствования самолетов радиус действия разведывательных полетов возрастал. Увеличивался и потолок. Однако на протяжении всей войны воздушная разведка осложнялась тем, что из-за слабости и ненадежности моторов самолет не мог набирать <безопасную высоту>, и пилот все время рисковал совершить посадку в тылу у неприятеля. Так, 10 августа 1914 г. один из лучших русских летчиков А. А. Васильев и генерал А. К. Мартынов были подбиты, сели в расположение противника и попали в плен.
Вначале разведка носила визуальный характер. На первом этапе войны при средних условиях видимости и почти полном отсутствии маскировки невооруженным глазом можно было наблюдать отдельных людей с высоты до 600 м, группы людей - с высоты 1200-1500 м, колонны войск - с высоты 2500-3000 м Результаты визуальной разведки передавались наземным частям с помощью вымпела, сбрасываемого летчиком в расположение своих войск. Даже при таких примитивных способах авиаразведки штабы армии, опираясь на работу корпусных и армейских авиаотрядов, получали ценнейшие сведения о противнике. Разведка с самолета стала особенно эффективной с того момента, как в полете стали применять специальные аэрофотоаппараты, изобретенные в России.
Россия в начале войны была единственной из воюющих стран, использовавшей авиацию для глубокой разведки тыла и военных объектов противника. Это стало возможным благодаря наличию в составе русского воздушного флота четырехмоторных самолетов <Илья Муромец>. Они обладали наибольшим радиусом действия по сравнению с самолетами других типов, находившихся на вооружении за границей.
Визуальная разведка позволила русским летчикам в начале войны дать ценные сведения штабам армий о первых передвижениях немецко-австрийских войск в сторону польской границы. К сожалению, небольшое число самолетов и недооценка их командованием не позволили в начале войны развернуть воздушную разведку в необходимых масштабах. Некоторые штабы, пренебрегая данными авиаразведки, ставили руководимые ими войска под угрозу разгрома. Так, поражение 2-й армии генерала Самсонова в большой мере явилось следствием его пренебрежения к данным авиаразведки, которая своевременно вскрыла движение корпуса Макензена в обход правого фланга армии и предупредила, что войска противника сосредоточиваются на ее флангах.
Немецкая авиация в период операций в Восточной Пруссии непрерывно следила за передвижением русских войск, и ее данные внимательно изучались немецким командованием. Концентрация и передвижение 2-й русской армии были своевременно обнаружены немецкими летчиками. Им удалось также своевременно вскрыть движение русских дивизии, начатое в августе 1914 г., в тыл 1-го немецкого армейского корпуса. Несомненно, принятием своевременных мер к ликвидации прорыва русских войск в Восточную Пруссию немецкое командование в известной степени обязано своим военно-воздушным силам.
Активный характер носила разведывательная деятельность авиации союзных России стран. Французские летчики в сентябре 1914 г. обнаружили движение немецких войск к берегам Марны, а не к Парижу, откуда французское командование ожидало основной удар противника. Это обстоятельство имело важнейшие последствия для всего хода войны на Западном театре военных действий. Еще раньше летчики установили концентрацию немецких войск в пограничных с Бельгией районах. По данным авиаразведки можно было своевременно раскрыть замысел немецкого генерального штаба - нанесение удара по союзным войскам через Бельгию. Однако французские военные стратеги, как и русское командование, в первые дни войны со скептицизмом относились к данным авиаразведки, не верили им, считали, что летчики преувеличивают, что половина германской армии не может быть сосредоточена в Бельгии.
Но факты заставили командование наземными войсками считаться с разведывательной деятельностью авиации и признать ее необходимость для понимания обстановки и планирования военных действий. В ходе войны воздушной разведке начинают придавать все большее значение. Перед корпусной авиаразведкой, как это видно из <Наставления начальнику авиационного отряда>, выпущенного русским командованием, в качестве основной задачи ставится обнаружение перебросок войск противника вдоль фронта. Командующие армиями теперь уже категорически требовали, чтобы в том случае, когда разведка обнаружит движение полка пехоты или конницы, дивизиона артиллерии или обоза свыше 1000 повозок, <... обязательно производить в тот же день повторное наблюдение за дальнейшим их передвижением>.
Насколько важными считались данные воздушной разведки, свидетельствует приказ командующего Юго-Западным фронтом, требовавший, чтобы та часть донесения летчика, которая заключала добытые сведения о противнике, немедленно передавалась штабом корпуса в штаб армии по телеграфу в подлинном виде. При этом особенно подчеркивалось, что, если штаб корпуса сочтет нужным сделать свои обобщения и выводы, необходимо отчетливо отделить их от подлинного донесения летчика, так как штабу армии важно знать личные впечатления воздушного разведчика. Данные воздушной разведки, сопоставленные с данными других видов разведки, позволили командованию Юго-Западного фронта лучше подготовить наступление. В результате фронт противника в Галиции был прорван. Наступление приняло широкий размах и нанесло немецко-австрийским войскам тяжелый урон. Русские войска заняли Львов, Галич, крепость Перемышль. Движение русских войск угрожало не только Австрии, но и Румынии, нефть, которой была источником питания немецких военно-воздушных сил. Это было одной из причин переброски в 1915 г. крупных сил противника, в том числе авиационных, на Восточный фронт.
Авиация с начала войны доставляла командованию ценнейшие сведения о противнике. Генерал А. А. Брусилов писал о самых первых днях войны: <Воздушная разведка вследствие недостатка и плохого качества самолетов была довольно слабая, но, тем не менее, то, что мы знали, получалось главным образом через ее посредство: агентов шпионажа у нас мало и те, которых мы наскоро набрали, были плохи. Кавалерийская разведка проникнуть глубоко не могла, так как пограничная река Збруч была сплошь и густо занята неприятельскими пехотными заставами>.
Воздушная разведка на Юго-Западном фронте позволила в 1914 г. раскрыть стратегические планы противника в районе гродской позиции. А. А. Брусилов, вспоминая об этом периоде, пишет: <Около полудня того же 24 августа мною было получено донесение генерала Радко-Дмитриева, что его воздушная разведка выяснила, что несколько больших колонн стягиваются к Гродску и что, очевидно, центр тяжести боя переносится к нашему центру. Было ясно из этих сведений, что 30 августа австрийцы предполагают пробить мой центр, разрезать армию пополам и по ближайшей дороге от Гродска ко Львову захватить этот важный административный и политический пункт. Это чрезвычайно важное и своевременное донесение, которое только и могло быть выяснено воздушной разведкой, дало мне возможность стянуть все мои резервы к 7 и 8-му корпусам>. В этом случае благодаря воздушной разведке была предотвращена катастрофа.
В тех случаях, когда с данными авиаразведки не считались, это приводило к тяжелым последствиям. Так, воздушная разведка донесла о непрерывном подвозе тяжелой артиллерии в район 3-й армии и о скоплении здесь крупных сил германской ударной группы под командованием генерала Макензена. Но командование не приняло мер к усилению этого участка фронта. Противнику удалось вскоре прорвать его, чем было положено начало отступлению русских армий из Галиции.
Авиация стала незаменимым средством подготовки крупных операций. В начале 1916 г. русские военные летчики проделали огромную работу. Ими была проведена плановая съемка всех передовых позиций противника от Черного до Балтийского морей. Снимки в смонтированном виде были переданы в штаб верховного главнокомандующего и во многом помогли при разработке оперативных планов.
Требовалось сильнейшим артиллерийским огнем уничтожить долговременное укрепление противника, смести проволочные заграждения и обеспечить пехоте прорыв фронта. Для обеспечения выполнения этой задачи воздушная разведка с самолетов сфотографировала все неприятельские укрепленные позиции как по боевой линии, так и лежавшие в тылу. Эти фотографические снимки с помощью проекционного фонаря трансформировались в план и помещались на карте; фотографическим путем эти карты легко доводились до желаемого масштаба. Было приказано во всех армиях иметь планы в масштабе 250 саженей в дюйме с точным нанесением на них всех неприятельских позиций. Все офицеры и служащие из унтер-офицерского состава снабжались подобными планами своего участка. Диапозитивы, сделанные со снимков неприятельских позиций, демонстрировались на экране офицерам генерального штаба. В ходе боев на Юго-Западном фронте русская авиация непрерывно информировала штаб фронта о развертывании операции.
Огромная и ответственная работа была проведена летным составом Юго-Западного фронта. Время, потраченное на организацию курсов, изучение фотографирования и радиодела, полностью окупалось. В немалой степени способствовала авиация успеху Брусиловского прорыва весной 1916 г. Генерал Брусилов в апреле 1916 г., давая указания командующим армиями, особенно отмечал, что для того чтобы видеть результаты артиллерийской подготовки, необходимо привлечь к наблюдению и корректированию аэропланы.
В первое время в качестве наблюдателей на самолетах поднимались офицеры генерального штаба и командиры соединений. Однако вскоре созданная в Киеве школа наблюдателей и специальные курсы при военных школах летчиков быстро подготовили специальные кадры наблюдателей.
Первые действия авиации наряду с разведывательной работой включали и задачи связи. Летчикам, осуществлявшим связь, приходилось опасаться обстрела не только со стороны врага, но порой и со стороны своих же войск, недостаточно знавших силуэты своих и вражеских самолетов.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz