П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"

АВИАЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

В истории подготовки летных и воздухоплавательных кадров можно выделить два периода. Вначале инициатива в решении этой задачи принадлежала общественным организациям. Московскому обществу воздухоплавания разрешили на базе уже имевшейся частной школы авиации организовать военную. Школа размещалась на Ходынском поле. Инструкторская работа по летной части велась, главным образом, летчиками Б. И. Российским, А. М. Габер-Влынским, А. А. Агафоновым и А. Я. Докучаевым. Студент МВТУ И. А. Рубинский, консультируясь с профессором Н. Е. Жуковским, построил для школы "Тренитер", явившийся одним из первых в мировой практике приборов для наземной тренировки летчиков. Подготовка авиаторов проводилась согласно программе военного ведомства. За время войны в школе было подготовлено немало выдающихся русских летчиков.
Большую роль в подготовке авиационных кадров сыграли теоретические курсы авиации при МВТУ. Они были созданы в начале войны по инициативе Н. Е. Жуковского, являвшегося их директором. Занятия на курсах начались в октябре 1914 г. Академик Б. А. Юрьев, вспоминая о том периоде, писал: "Для целей преподавания несколько расширили аэродинамическую лабораторию и устроили в ней аудиторию. Среди молодых летчиков было много старых членов кружка, но преобладали студенты 1 и 2-го курсов МВТУ" 1. Назначение курсов - теоретическая подготовка будущих летчиков, летчиков-наблюдателей и мотористов. Вначале был установлен четырехмесячный срок обучения. Основные лекции читал профессор Н. Е. Жуковский. Его курсы "Динамика аэропланов", "Гидроаэропланы", "Бомбометание", "История развития воздухоплавания и авиации" слушались с захватывающим интересом. Курс лекций по воздушным винтам читал В. П. Вет-чинкин. Практические занятия с курсантами проводили Б. С. Стеч-кин, В. С. Кулебакин А. А. Микулин, К. А. Ушаков, Г. М. Му-синянц, В. Я. Климов и др. В программу, помимо теоретических дисциплин, входила практика полетов, которые проводились на Ходынском поле. Со второй половины 1916 г. курсы были подчинены УВВФ и реорганизованы в военную школу, по окончании которой слушатели получали звание прапорщика. Срок обучения был увеличен до восьми месяцев.
Дальнейшую специализацию слушатели получали в специальных военных авиашколах или авиаотрядах. Эти военные школы авиации подготовили с осени 1914 г. до конца 1917 г. 242 летчика 1.
Теоретические курсы авиации окончил А. Н. Туполев, впоследствии авиаконструктор с мировым именем, создавший целую серию замечательных тяжелых самолетов. Эту же школу окончил академик Б. С. Стечкин - крупный специалист по теории авиационных и реактивных двигателей.
Теоретические авиационные курсы были открыты также при кораблестроительном факультете Петербургского политехнического института. За период с 1911 г. по 1914 г. эти курсы прослушало 270 летчиков, наблюдателей и мотористов. К началу войны лабораторное оборудование Петербургского политехнического института не уступало оборудованию МВТУ. По подбору преподавательского состава институт стоял на одном из первых мест в России. Преподавательскую работу на курсах вели крупные ученые - профессора института А. П. Фан дёр Флит, Н. А. Ры-нин, Г. А. Ботезат, В. Ф. Найденов и др. С началом войны декан кораблестроительного факультета профессор К. П. Боклевский по согласованию с военным ведомством расширил имевшиеся курсы и организовал теоретическую подготовку для летчиков-добровольцев и мотористов-механиков. Петроградские курсы, как и курсы при МВТУ, сыграли большую роль в деле подготовки специалистов для военно-воздушного флота.
В начале войны в Одессе была организована частная школа авиации, финансировал ее банкир А. А. Анатра. Существовала также школа авиации при Всероссийском аэроклубе в Петрограде, которая в начале войны была объединена с Гатчинской авиационной школой.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz