П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"

ОРГАНИЗАЦИЯ И БОЕВОЙ СОСТАВ

Военно-воздущные силы России к 20 июля 1917 г. насчитывали 91 авиационный отряд, в том числе 4 крепостных, находившихся в Одессе, Кронштадте, Петрограде и Ревеле, и 3 авиаотряда (32 самолета) - в управлениях. Кроме того, было 5 авиаотрядов тяжелых многомоторных кораблей типа "Илья Муромец". Морская авиация располагала 32 авиаотрядами в основном укомплектованными летающими лодками системы Д.П.Григоровича, базировавшимися на Черном и Балтийском морях. Таким образом, всего в военно-воздушном флоте было 135 авиационных отрядов. Что касается авиации, непосредственно приданной войскам, то она насчитывала 44 корпусных, 4 артиллерийских, 12 армейских и 24 истребительных авиаотряда.
В состав каждого корпусного авиаотряда входило 6 самолетов дальней и ближней разведки, 2 артиллерийских самолета и 2 истребителя. Следовательно, общее число самолетов, полагавшихся для этой группы по табели, должно было составлять 264 корпусных, 88 артиллерийских, 88 истребительных, всего - 440 самолетов. Подавляющая часть (346 штук) самолетов корпусной авиации была рассчитана на ближнюю разведку. Между тем, к 20 июля 1917 г. все корпусные авиаотряды насчитывали только 144 самолета; командование требовало немедленного пополнения 202-мя машинами новых типов. Самолеты типа "ВИ", "Лебедь", "Парасоль" уже не учитывались как боевые, так как к этому времени стали совершенно непригодными для боевой работы на фронте.
Четыре артиллерийских авиаотряда - 3 действующих и 1 формировавшийся - состояли из 10 машин каждый. На них возлагалась задача корректирования огня тяжелой артиллерии, находившейся в ведении главного командования. Четыре артиллерийских авиаотряда должны были иметь 88 самолетов, налицо же было только 65 машин. Немедленно требовалось еще 23 самолета.
Каждый армейский авиаотряд состоял из шести самолетов типа "Фарман-27" и "-30" и двух истребителей. Всего в армейских отрядах должно было состоять 72 армейских и 24 истребительных самолета. Количество реально имевшихся самолетов почти отвечало табели.
Истребительные авиаотряды были сведены в четыре истребительные авиагруппы. Общая численность истребителей в отрядах составляла 196 машин. Но это было только внешнее благополучие, так как число истребителей не ограничивалось самолетами, сведенными в отряды. Корректирование стрельбы тяжелой артиллерии с самолетов требовало прикрытия со стороны истребителей. Для этой цели требовалось 132 истребителя, фактически был только 81. Фронт требовал немеделенного пополнения примерно 50 самолетами истребительного типа.
Командир авиадивизиона имел в подчинении 6-8 авиаотрядов различного назначения. Авиационные дивизионы придавались отдельным фронтам и вели работу в тесном контакте с командованием и штабом фронта. Все оперативные задания дивизионы получали от командования наземными войсками.
Новые условия, сложившиеся на фронте (позиционный характер войны), поставили и новые задачи перед авиацией. Наряду со стратегической разведкой особое значение приобрели для командования данные об укреплениях противника, местах расположения его огневых точек, резервах, передвижениях воинских соединений и пр. Чрезвычайно важным становится систематическое наблюдение за полем боя. Его нельзя было осуществлять старыми средствами. Ввиду этого усиливается роль аэрофотосъемки, появляется радиотехника. Возникает так называемая войсковая авиация, подчиненная непосредственно командованию стрелковых корпусов. Нарождается такой вид боевой деятельности авиации, как корректирование огня артилеррии. Повышение роли авиационных частей в боевых операциях русских армий, новые виды боевых действий авиации обусловили и новые формы управления ею. Возникла необходимость реорганизации системы руководства и снабжения авиационных отрядов, их организационной структуры.
Вначале авиационные отряды находились в подчинении командиров авиационных рот. Роты были связаны с воздухоплавательными парками и в большинстве случаев не знали техники авиации. Это обстоятельство тормозило работу фронтовых летчиков. Штаб верховного главнокомандующего вынужден был 30 сентября 1914 г. направить следующий приказ командованию Юго-За-падного фронта: "Опыт выяснил необходимость изменения деятельности авиационных рот, которые, оставаясь в месте своего постоянного квартирования, теряли связь с авиационными отрядами и не могли их питать необходимыми предметами. С этой целью на время военных действий Верховный главнокомандующий приказал:
1. Каждой отдельной армии придать по указанию Главнокомандующего фронтом одну авиационную роту или часть роты ...;
2. Все авиационные отряды, выделяемые в одну группу при армии в техническом и хозяйственном отношении, непосредственно подчинить командиру находящейся при армии роты или части ее;
3. Находящийся при армии командир роты или части ее непосредственно подчиняется начальнику штаба армии;
4. Находящиеся при армии авиационные отряды, сведенные в группу, в отношении выполнения боевых задач подчинить непосредственно одному из начальников отрядов, который назначается распоряжением начальника штаба армии;
5. Не исключается возможность, если это потребуется обстоятельствами, выделения авиационных отрядов из групп для временного придания их корпусу или коннице".
Этот приказ положил начало отделению авиации от воздухоплавательных частей и возникновению специальной авиационной службы, что было несомненно положительным фактором.
В 1917 г. Авиаканц запланировал, под давлением генерала Брусилова и других командующих фронтами, значительное пополнение аэропланами авиационных отрядов. Состав истребительных отрядов доводился до 10 аппаратов. Общее руководство воздушным флотом на театре военных действий в начале войны осуществлялось ГВТУ, где был воздухоплавательный отдел, возглавляемый В. А. Семковским. В 1916 г. на базе этого отдела было создано УВВФ, во главе которого стал генерал-майор Н. В. Пневский. Управление представляло военно-воздушный флот в правительстве и в Особом совете при верховном главнокомандующем, занимаясь, главным образом, вопросами снабжения и заказами. Полного единоначалия в руководстве русской авиацией в ходе войны не существовало. Между тем в Германии в октябре 1916 г. была учреждена должность главнокомандующего воздушными силами (генерал фон Гепнер), что значительно улучшило общее руководство их боевой работой.
Фактически руководство авиационными силами фронтов вначале возлагалось на генерала от кавалерии барона фон Кауль-барса. Только с конца 1915 г. при ставке верховного главнокомандующего вопросами авиации стал заниматься великий князь Александр Михайлович, в ведении которого находилась авиационная канцелярия, в обиходе сокращенно называемая Авиаканц. Познания в авиации у великого князя были немногим выше, чем у кавалериста фон Каульбарса, но работавшие в Авиаканце специалисты (М. П. Строев, М. Н. Канищев и др.) могли подсказывать те или иные целесообразные решения. Одновременно учреждалась должность начальника авиации фронта. Подчиненный ему инспектор авиации фронта руководил строевой и технической стороной деятельности авиаотрядов.
Не в лучшем положении были и другие звенья руководства авиацией. Когда в ходе войны запросили мнение командиров о том, что содействовало и что мешало специальной службе авиационных частей, то один из них написал в ответ: "Мешало незнакомство несоответствующих лиц и нестройность (двойственность) организации". Двойственность заключалась в том, что указания давались как Авиационной канцелярией, так и ГВТУ, а также УВВФ. Отсутствие четкого руководства являлось слабым местом русского военно-воздушного флота в годы войны.
После Февральской революции и низложения дома Романовых в авиационном командовании произошли перемены. Вместо великого князя Александра Михайловича во главе^ авиации был поставлен опытный летчик полковник В. М. Ткачев. Было создано полевое управление авиации и воздухоплавания при верховном главнокомандующем. Войсками командовал генерал А. А. Брусилов, понимавший значение авиации. В генеральном штабе много помогали авиации опытные авиаторы.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz