П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"

БОМБОДЕРЖАТЕЛИ И БОМБОСБРАСЫВАТЕЛИ

Подвеска бамбы на Фарман-22; JPG SIZE=44372 b

Одновременно с увеличением грузоподъемности самолетов и массы авиабомб шел процесс создания и совершенствования бомбодержателей и бомбосбра-сывателей (бомбометов). Бомбомет представлял собой приспособление для подвески и сбрасывания авиабомб. Такой бомбомет кассетного типа делался из трехслойной фанеры в виде цилиндрической трубы и представлял собою весьма громоздкое сооружение, имевшее гнезда для четырех авиабомб. При выполнении разведывательных полетов он, как правило, снимался. Бомбы со стабилизатором большого диаметра не помещались в трубе, их приходилось бросать руками.
Процесс бомбометания был крайне сложен, труден и опасен, особенно если на самолете не было летчика-наблюдателя. Бомба оставалась неподготовленной к взрыву до самого момента сбрасывания. Чтобы привести ее в боевую готовность, летчику приходилось в полете, отвлекаясь от управления аппаратом, освобождать пропеллер-предохранитель, после чего немедленно бросать бомбу, так как ничем не удерживаемый от завихрений предохранитель мог вывинтиться, и тогда бомба взорвалась бы в гондоле.
Самолеты, строившиеся на заводах Лебедева ("Лебедь-12") и Терещенко ("Вуазен"), снабжались бомбосбрасывателями инженера Шкульника. Позже конструктор перешел на горизонтальную подвеску авиабомб, т. е. на бомбодержатель балочного типа.
В начале 1915 г. капитаном Орановским был сконструирован бомбодержатель балочного типа, удерживавший бомбу в горизонтальном положении. Вся подвеска монтировалась на mc!  :ческой балке. В носок авиабомбы ввертывалось ушко, ст.юи  тор зацеплялся крючком. С помощью пружины спешт. стержень удерживал носок бомбы, подвешенной к б.икг аэропланом. В кабине летчика находилась рукоятка, yii[),i' шая тросом, проходившим через ролики к стержню или держателя. При повороте рукоятки на некоторый угол стер выдергивался, носок бомбы освобождался, и она, принимая тикальное положение, падала вниз. Бомбосбрасывателями ! невского снабжались самолеты французских типов, которы. пускались заводами Терещенко и "Дукс". Эта же сист( принята и для многомоторных кораблей типа "Илья А4,'
Фронтовые летчики разрабатывали и применяли в условиях приспособления для подвески и сбрасывания ;i своих систем. На Западном фронте, например, в апрелг летчики 5-го армейского авиаотряда на трех самолеч, "Вуазен" испытывали усовершенствованный кассетный дрический) бомбосбрасыватель. Благодаря некоторым соблениям в него можно было помещать бомбы различны ров в готовом для сбрасывания '' отрядом в течение 7 месяцев, пг" pi:
из^ К"-v
нятьшн уже системами Шкульника и Upi:i настолько существенными, чтобы следовав' ние бомбометы первыми". Комитет указал которых переделок и рекомендовал npoBei пытание этой системы бомбосбрасывате' этой цели было принято решение изгои 
Наружная подвеска авиабомб, особ" жении, увеличивала лобовое сопротив ' его скорость. Практика бомбометания .' вании бомбы в горизонтальном поло/. ее падения и рассеивание. Поскольку не имел на вооружении бомбосбр;):
какого-либо определенного типа, К.
лерии в составе крупнейших специ; х летчиков при УВВФ занялась реш:
дании 11 сентября 1916 г. она гюс я сформулировала основные требования к прибор;
вания бомб с летательных аппаратов. По мнению к ^ приборы:
"I. Должны быть пригодны по возможности для все' ;i бомб как фугасных, так и осколочных.
2. Должны освобождать бомбу при горизонтальном ее ii -жении. Бомба должна освобождаться прибором одновременны гз всех точках подвески, если их несколько. 138
3. Аппараты для сбрасывания не должны оказывать большого вредного сопротивления. Помещать прибор желательно в гондоле или фюзеляже летательного аппарата. При расположении сбрасывателя снаружи аппарата все его части должны иметь небольшое сопротивление.
4. Бомба должна быть расположена в сбрасывателе головной частью вперед, а стабилизатором - назад.
5. Сбрасыватели не должны давать задержек в сбрасывании бомбы.
6. Приспособление, контрящее пропеллер взрывателя бомбы при нахождении ее в сбрасывателе, должно быть надежно.
7. Сбрасыватели должны иметь возможно малый вес.
8. Должны удобно и быстро устанавливаться на аппараты, имеющиеся на вооружении в отрядах" 1.
В решении подчеркивалось, что "отделение бомбы от аппарата при ее вертикальном положении недопустимо". При горизонтальной подвеске даже бомба с плохими аэродинамическими качествами имеет углы отставания порядка 4-6°, при вертикальном же сбрасывании возникает колебание бомбы относительно центра тяжести и угол отставания при тех же условиях возрастает до 10-15°, что приводит к значительному снижению точности бомбометания. Опыт показал, правда, что для бомб малого калибра характер подвески не имеет существенного значения.
Эти требования к бомбардировочному вооружению самолетов были 16 сентября утверждены начальником УВВФ и разосланы заводам, строившим самолеты.
Первостепенное значение имел вопрос изготовления приборов бомбардировочного вооружения в количестве, способном удовлетворить потребности авиаотрядов. Заводы, не имея утвержденных образцов бомбометов, отвечающих новым требованиям военного ведомства, вынуждены были либо по-прежнему ставить на самолеты старые бомбометы системы Шкульника и Орановского, либо, как писал директор завода Лебедева, не снабжать аппараты бомбо-сбрасывателями "впредь до получения от Управления военно-воздушного флота нового типа бомбосбрасывателей, приспособленных к данным аппаратам".
Полковник Вегенер в Авиаканце, получив это письмо, писал на имя начальника Управления: "Полагаю необходимым дать хоть что-нибудь, прошу указания, какие именно бомбометы желательно ставить". На отношении сохранилась резолюция: "Только не Шкульника".
Поскольку бомбосбрасыватели системы Шкульника были отвергнуты, оставались бомбометы Орановского, которые также не отвечали требованиям, сформулированным артиллерийской комиссией. Заводы всячески противились их установке, ссылаясь на то, что они увеличат лобовое сопротивление и снизят летные качества боевых машин. Однако действительная причина крылае в том, что для всего заказа на самолеты "Лебедь" и "Вуазен" у/ке были заготовлены установки системы Шкульника. Администрация завода Лебедева считала, что пройдет не менее месяца после получения чертежей и образцов бомбосбрасывателя Орановского, прежде чем удастся освоить его производство1.
Неподготовленность военного ведомства и корыстные интересы заводчиков привели к тому, что часть самолетов была задержана при приемке и не поступила к сроку на фронт. В конечном счете УВВФ 22 января 1917 г. разрешило "допустить к сдаче и отправке 25 самолетов "Лебедь-12" с установленными на них четырьмя круглыми бомбосбрасывателями системы инженера Шкульника" 2.
Разработка новых типов бомбосбрасывателей продолжалась. Инженер Л. Д. Колпаков, известный своими работами над двухмоторным самолетом, в ноябре 1916 г. представил на рассмотрение приспособление для сбрасывания авиабомб, удовлетворяюще основным требованиям. Аппарат мог устанавливаться па любо-самолете независимо от конструкции. С помощью натяжеш; специального троса бомба освобождалась одновременно во все частях подвески, для этого надо было только потянуть за кольцо 
Комиссия по изучению воздушной артиллерии, ознакомившие с конструкцией нового прибора, предложила принять его к уст. новке и испытанию на одном из самолетов, выпускаемых заводе. Лебедева. Из-за неповоротливости военного ведомства испытанпе было организовано только 7 февраля 1917 г. Завод предъявил комиссии четыре бомбомета, установленных на самолете "Лебедь-12": два крайних для пудовых бомб и два средних-для 20-фунтовых. Бомбометы действовали исправно. Конструктору предлагалось осуществить небольшие переделки, после чего бомбометы были приняты на вооружение отечественных самолетов.
Усовершенствованных бомбосбрасывателей не хватало. В боевых условиях летчики по-прежнему либо сбрасывали бомбы вручную, либо пользовались примитивными самодельными приспособлениями. Чаще всего на борту фюзеляжа укреплялась металлическая трубочка, снабженная разъемным хомутиком и крючком. Стабилизатор бомбы, подвешенной в горизонтальном положении, удерживался крючком, хомутик охватывал ее переднюю часть. В гондоле самолета находился тросик, потянув за который можно было выдернуть штырь хомутика и сбросить бомбу.
Описание аналогичного приспособления сделано Н. Е. жуковским в работе "Бомбометание с аэропланов": " ... Левое кольцо удерживает переднюю головную часть бомбы, а правый диск с тремя лапками удерживает стабилизатор; на фотографии диск на своем шарнире опустился вниз. К диску прикреплен палец, не дающий вращаться предохранительному пропеллеру, кольцо имеет на середине шарнир, а снизу удерживается штифтиком, который выдвигается с помощью невидного на фотографии рычага летчиком. Бомбы большой величины вешают горизонтально на ушко, помещенное против центра тяжести, причем для сбрасывания выдергивается штифт, удерживающий ушко" 1.
Усовершенствовались бомбосбрасыватели и для тяжелых самолетов. Вначале они также были довольно примитивными. Бомбы крупного калибра размещались под фюзеляжем симметрично относительно продольной оси близко к центру тяжести самолета. Позже на кораблях "Илья Муромец" стали делать внутреннюю подвеску. Бомба находилась в кассетной установке внутри фюзеляжа и сбрасывалась при помощи механических приспособлений.
В ходе войны русским конструкторам и военным летчикам удалось создать надежные приспособления для сбрасывания авиабомб, намного повысившие точность бомбометания, добиться их надежности, малой массы, четкости действия, обеспечить безопасность пользования ими.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz