В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Заключение

Накануне Великой Отечественной войны в Советском Союзе был создан, по существу, новый флот. В своем составе он имел: 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок^ 269 торпедных катеров, ^2 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводнымд. "лодками и другие корабли и катера, построенные в основном в 1930-1941 гг. В составе флота также оставались три линейных корабля дореволюцион-^,, ной постройки, прошедшие модернизацию; За годы трех предвоенных пятилеток в состав ВМФ от промышленности были приняты корабли общим водоизмещением в 243,2 тыс. т, а на судостроительных заводах страны перед войной находились в постройке корабли суммарным водоизмещением 420 тыс. т*.
Решающее значение для развития кораблестроения и высоких темпов строительства Военно-Морского Флота имела индустриализация страны, широкий размах промышленного производства во всех сферах народного хозяйства с использованием последних достижений науки и техники.
По тактико-техническим элементам и технической оснащенности корабли нашей постройки не уступали кораблям, строившимся в передовых западных странах. Они имели современную артиллерию и минно-торпедное оружие, почти все корабли располагали оборудованием для постановки мин, обладали высокими скоростями, должной броневой защитой, живучестью и непотопляемостью.
Построенные в предвоенные годы подводные лодки отличались насыщенностью торпедным оружием, имели достаточные по тому времени скорости надводного и подводного хода и глубины погружения, обладали высокой степенью живучести, чему в значительной мере способствовали разделение прочного корпуса на отсеки, наличие необходимого запаса плавучести, внедрение электросварки.
И надводные корабли, и подводные лодки оснащались совершенными по тому времени средствами связи, наблюдения и навигации. Советским кораблестроителям приходилось учитывать особенности географии страны - наличие разобщенных морских театров, крупных озер и больших рек, а также исторически сложившееся расположение судостроительных заводов.
Эти факторы обусловили необходимость строительства кораблей с учетом возможности переброски их внутренними водными путями и по железным дорогам страны на разные морские театры. Это касалось подводных лодок, малых надводных кораблей и катеров. В этих целях применялись специально построенные мелкосидящие доки, железнодорожные транспортеры. Наличие крупных рек и озер вызывало потребность в строительстве речных военных кораблей.
История создания Военно-морского Флота накануне войны свидетельствует о высоком уровне науки, техники и производства в нашей стране.
Вместе с тем при постройке первенцев военного кораблестроения в предвоенные годы не удалось избежать ряда недостатков. Одни из них проявились уже в ходе испытаний кораблей и были устранены к моменту вступления кораблей в состав флота, другие стали известны в процессе эксплуатации еще до войны, были и такие, которые обнаружились в период войны и их пришлось устранять, временно выводя корабли из строя.
Одним из недостатков надводных кораблей большинства классов, особенно крупных, явилась слабая противовоздушная оборона. Это проявилось как в оснащении их зенитными огневыми средствами и системами управления зенитным огнем, так и в эффективности защиты горизонтального бронирования.
Ошибочно считалось, что свободно маневрирующий в море корабль трудно уязвим для авиации. Это в какой-то мере было справедливо для высотного бомбометания с горизонтального полета, но оказалось совершенно неверным (с учетом низкой эффективности зенитных огневых средств) при бомбометании с пикирования и торпедометания с бреющего полета, а в последующем и при так называемом <топмачтовом> бомбометании.
Все это выяснилось только в ходе второй мировой войны и казалось не только наших кораблей, но и флотов всех воюющих стран.
Общими недостатками надводных кораблей была неэкономичность паросиловых энергетических установок. Для лидеров и эскадренных миноносцев недостаточными оказались общая и местная прочность корпусов, остойчивость и мореходность. Ограниченные возможности боевого использования на волнении имели катера. Применение бензомоторов создавало на катерах повышенную пожароопасность.
Некоторые конструктивные решения на подводных лодках первых серий приводили к большим кренам при погружении и всплытии лодок, самопроизвольным затоплениям цистерн <быстрого погружения>, к взрывам в аккумуляторных ямах из-за недостатков системы вентиляции. Подводные лодки типа <Правда> в целом оказались неудачными и их постройка ограничилась только тремя лодками.
Серьезным упущением явилась беззащитность наших кораблей к началу Великой Отечественной войны при воздействии неконтактного (прежде всего магнитного) минного оружия, а также отсутствие надежных и эффективных средств траления таких мин.
Общими принципиальными причинами этих недостатков были: отсутствие необходимых знаний и достаточного опыта, не всегда критическое заимствование зарубежного подхода к решению отдельных технических задач, забвение уроков прошлого.
Другой категорией причин явилась недооценка изменения характера вооруженной борьбы на море и роли различных ее факторов на формирование тактических и технических элементов кораблей.
Все отмеченные и другие недостатки не могли умалить того факта, что за короткий исторический срок в сложных экономических условиях был создан сильный Военно-Морской Флот. К началу войны он был готов к решению возложенных на него задач.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz