В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

УЧАСТНИКИ СОЗДАНИЯ КОРАБЛЕЙ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ

Военный корабль, будучи особо сложным инженерным сооружением, создается усилиями множества людей, работающих в различных областях науки, техники и производства. Каждый из участников военного кораблестроения вносит в это сложное дело свой вклад и заслуживает быть отмеченным. Но назвать поименно многие тысячи людей, создававших в предвоенные годы Военно-Морской Флот, нет возможности. Приходится ограничиваться лишь теми, кто в наибольшей мере нес ответственность за создание Военно-Морского Флота, способного обеспечить и защищать на морских и океанских театрах интересы советского государства, от чьих решений - организационных, научно-технических, производственных и иных - зависели боевые качества создаваемых кораблей; кто возглавлял исследования по обоснованию корабельного состава строящегося флота и определению тактико-технических элементов кораблей; кто обеспечивал кораблям высокий технический уровень, руководил проектированием, постройкой, испытаниями и приемкой кораблей.
В предвоенные годы непосредственно военным кораблестроением в целом руководили такие" видные государственные деятели как народный комиссар Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов, народный комиссар судостроительной ' промышленности И. Ф. Тевосян, заместители народных комиссаров Л. М. Гал-лер, И. С. Исаков, А. М. Редькин.
Военный корабль сконцентрировал достижения многих фундаментальных и прикладных наук, и поэтому исключительно важное значение имеет та научная основа, "а базе которой он создается. Перед войной в сфере военного кораблестроения сформировался отряд видных советских ученых и специалистов, успешно продвигавших теорию и практику кораблестроения и достойно представляющих на мировой арене отечественную школу кораблестроения, авторитет которой в свое время был высоко поднят трудами С. О. Макарова, А. Н. Крылова, И. Г. Бубнова и их сподвижников. Крупным ученым того времени в области прочности корабля был член-корреспондент Академии наук СССР Ф. П. Папкович, работавший ранее под руководством И. Г. Бубнова. В области проектирования кораблей успешно работал академик В. Л. Поз-дюнин.
Признанным авторитетом в вопросах прочности конструкций кораблей являлся академик Ю. А. Шиманский. В развитии строительной механики подводных лодок заслуга принадлежит В. В. Новожилову, В. Ф. Сегалю.
Большой вклад в разработку вопросов теории корабля внес В. Г. Власов, в теорию ходкости и проектировании гребных винтов - И. В. Гире, Э. Э. Пап-мель. В области кораблестроительных наук успешно работали также Н. М. Алексеев, А. И. Балкашин, Н. Я. Мальцев, А. П. Шершов.
Активное участие в довоенном строительстве Военно-Морского Флота принимало также большое количество ученых и ведущих специалистов из многих других областей науки и техники. Они участвовали в проектировании и постройке кораблей, в создании оружия и технических средств, в научных исследованиях на перспективу. В области конструкционных материалов, брони и технологии сварки корпусов это - В. П. Вологдин, Н. Н. Диви-денков, А. С. Завьялов, Н. Н. Лесников, Е. О. Патон, А. А. Хабапашев; в области энергетических установок - В. Э. Берг, В. А. Ваншейдт, Г. А. Га-санов, Л. В. Гастев, С. М. Жербин, Г. И. Зотиков, М. А. Козак, А. Е. Кузаев, Г. Д. Ляхов, Ю. А. Македов, А. А. Микулин, В. В. Ногин, Л. К. Рамзин, А. А. Рихтер, Б. С. Стечкин, А. Д. Чернов, М. М. Четвертаков, Л. А. Шубин-Шубенко, М. И. Шулинский, Б. С. Фрумкин, М. О. Яновский; в области электрооборудования кораблей - Г. А. Агафонов, И. И. Говорухин, В. П. Горячев, Н. М. Кашинцев, Н. А. Мокеев, Б. М. Мордовии, В. И. Полонский, Н. М. Хомяков, М. А. Цуприк; в области артиллерийского оружия - Д. Е. Бриль, В. А. Егоров, И. И. Иванов, С. Ф. Формаковский, А. А. Флоренский; в области торпедного оружия - А. Е. Брыкин, А. Б. Гейро, В. С. Ку-лебакин, Л. И. Седов, Н. Н. Шамаркин, Б. И. Шавырин.
Важнейшим этапом на пути создания кораблей является разработка их проектов. Здесь ведущая роль принадлежит главным конструкторам кораблей. В целом советские конструкторы кораблей успешно справились с поставленными перед ними задачами. Этому способствовало непосредственное участие в проектировании кораблей представителей Военно-морского Флота, наблюдавших за выполнением в проектах кораблей требований тактико-технических заданий и договорных условий. Фамилии главных конструкторов и главных наблюдающих были названы при описании конкретных кораблей.
Успешное решение многочисленных вопросов различной направленности, касающихся широко развернувшегося кораблестроения, естественно, во многом зависело от постановки дела в организациях Военно-морского Флота и Наркомата судостроительной промышленности, непосредственно связанных с кораблестроением. Их коллективы хорошо понимали свою ответственность за строительство флота и работали инициативно, с полной отдачей. Немалая заслуга в этом принадлежала их руководителям, в частности:
начальникам и директорам научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро Военно-морского Флота и Наркомата судостроительной промышленности Н. В. Алекринскому, В. К. Бжезинскому, И. И. Грену, А. А. Жукову, М. Н. Курнакову, В. И. Першину, А. А. Фролову;
директорам судостроительных заводов Н. Г. Барабанову, Б. Е. Клопотову, Е. Я. Локшину, И. Г. Миляшкину, И. И. Носенко, Е. В. Товстых;
полномоченным Управления кораблестроения ВМФ, возглавлявшим Контрольно-приемные аппараты ВМФ в Ленинграде, Николаеве, Севастополе и Мо-лотовске Н. И. Березному, П. А. Волнухину, И. Д. Замчалову, А. А. Якимову;
председателям Государственных приемных комиссий кораблей на Балтийском и Черном морях Г. А. Бутакову, А. К. Векману, М. Н. Долинину.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz