В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Катера с реактивным оружием

Эффективным средством повышения боевых возможностей кораблей, преимущественно малых, представлялось использование на них реактивного оружия. Во второй половине 30-х годов на торпедных катерах Черноморского флота проводились испытания реактивных установок и безоткатных динамо-реактивных пушек - так называемых ДРП. Испытания дали положительные результаты. Однако в силу ряда причин пусковые установки для реактивных снарядов флот тогда не получил и работы по ним были прекращены*.
Развивая в широких масштабах научные исследования и опытные работы в различных направлениях кораблестроения, специалисты в то же время внимательно следили за развитием военного кораблестроения за рубежом, и не только для того, чтобы знать вероятного противника, но и в целях изучения иностранного опыта и новейших достижений в области военного кораблестроения.
Многое передовое из иностранного опыта, способствующее повышению тактико-технических элементов создаваемых в Советском Союзе кораблей, мы охотно воспринимали и реализовывали в своих проектах. Использовались критически осмысленные научно-технические идеи и решения, закупались готовые образцы техники и в ряде случаев целые корабли.
Так, в Италии по нашему заказу и под наблюдением советских специалистов, как уже говорилось выше, был построен лидер <Ташкент> и приобретены главные турбозубчатые агрегаты и вспомогательные механизмы для крейсера <Киров>. Немецкий опыт, как известно, был использован при создании подводной лодки IX серии. В Германии же в результате работы там в 1940 г. авторитетной закупочной советской комиссии, возглавлявшейся видным государственным деятелем И. Т. Тевосяном, был закуплен тяжелый крейсер, получивший в Советском Союзе наименование <Петропавловск>. Этот, еще не полностью достроенный корабль, находился в блокированном Ленинграде, вел огонь по немецко-фашистским войскам и наносил им большой урон. В Швейцарии и Англии на фирмах <Броун-Бовери>, <Парсонс и Метро-Виккерс> были приобретены главные турбозубчатые агрегаты для нескольких кораблей пр. 7, 23 и 69. В США у фирм <Фостор Виллер>, <Вестингауз>, <Вортингтон>, <Дженерал-Моторс>, <Паккард> и других были закуплены: энергетическая установка для миноносца на высоких параметрах пара повышенной экономичности, дизели и дизель-генераторы многих модификаций для боевых надводных кораблей, бензомоторы и некоторые вспомогательные механизмы, в том числе котельные турбовентиляторы, турбоциркуляционные, конденсатные и пожарные насосы и электротурбогенераторы.
Не вся иностранная техника нашла практическое применение в довоенном кораблестроении - помешала начавшаяся война, но в ряде случаев она послужила в качестве исходных образцов для создания более совершенной отечественной техники уже после войны.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz