В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"
Универсальный турбинный катер (пр. 234)
В мае 1935 г. правительством было принято решение о строительстве специального катера по эскизному проекту Научно-исследовательского института военного кораблестроения ВМС. Разработка технического проекта и постройка катера поручались заводу им. Марти, а проектирование и постройка машинно-котельной установки - Кировскому заводу в Ленинграде*. По замыслу, это был уникальный в отечественном и мировом кораблестроении корабль - универсальный турбинный катер. Два принципиальных новшества должны были определять его тактико-технические характеристики.
Во-первых, на корабле предусматривалось сменное вооружение, в зависимости от установки которого корабль мог выполнять различные тактические функции - становиться либо малым эскадренным торпедоносцем, малым сторожевым кораблем, кораблем артиллерийской поддержки морского десанта, либо быстроходным эскадренным минным заградителем и эскадренным тральщиком. Во-вторых, на корабле устанавливалась сверхлегкая мощная паросиловая установка с применением прямоточных котлов системы профессора Л. К. Рамзина, которая должна была определить возможность применения для кораблей ВМФ легких механизмов с высокими параметрами пара.
Строительство универсального турбинного катера по техническому проекту, разработанному заводом, началось в 1936 г. Главные кораблестроительные элементы катера: водоизмещение полное-168 т, длина наибольшая- 37,23 м, ширина - 6,94 м. Скорость - около 43 уз. Дальность плавания при запасе топлива, воды и масел 51,1 т на полном ходу-472 мили, экономическим ходом 20 уз-667 миль и 6-узловым ходом-1135 миль**.
На корабле устанавливалась машинно-котельная установка с двумя прямоточными котлами, разработанными в бюро прямоточного котлостроения под руководством Л. К. Рамзина. Параметры пара за котлом: давление - 65 атм, температура - 475 °С. Суммарная мощность машинно-котельной установки на двух гребных валах - 1200 л. с. Удельный расход топлива на полном ходу - 820 г/(л. с.-ч), при экономическом ходе-550 г/(л. с.-ч). Удельная масса машинно-котельной установки - 3 кг/л. с. (против имевшихся тогда установок с удельной массой 11-14 кг/л. с.)***.
Вследствие отсутствия готового стенда, оборудованного высоконапорными питательными насосами и вентиляторами, главные котлы монтировали на корабле. С началом войны все работы на универсальном катере были прекращены, и катер был переведен на завод в г. Зеленодольск. В годы войны проводились наладочные испытания котла № 1, но он все время выходил из строя из-за появления трещин в трубной системе. Причиной трещин, как установила специальная комиссия, явилось несовершенство технологии сварки того времени.
После войны обстановка с энергетическим вооружением кораблей изменилась в лучшую сторону, появились мощные дизеля, газовые турбины, острая потребность в паросиловых машинно-котельных установках для катеров отпала. Работы по созданию универсального турбинного катера были прекращены.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI