В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Подводные лодки с единым двигателем

Строившиеся перед войной подводные лодки, как известно, имели в качестве энергетических установок для надводного хода дизели, для подводного хода - электродвигатели. Время пребывания подводных лодок под водой лимитировалось емкостью аккумуляторных батарей, которые заряжались в надводном положении. В этих условиях подводная лодка превращалась по сути дела в надводный корабль и демаскировала себя. Отсутствие энергетической установки, способной работать длительное время под водой, отрицательно сказывалось на боевых возможностях подводных лодок. До войны возникло несколько направлений создания единого двигателя подводного и надводного ходов. В 1936 г. по предложению инженера С. А. Базилевского для подводной лодки была создана установка <Редо> (регенеративный единый двигатель особого назначения). В установке <Редо> реализовывалась идея использования для работы двигателя под водой жидкого кислорода. При работе дизеля в подводном положении выхлопные газы очищались от примесей и влаги, охлаждались и пополненные кислородом направлялись во всасывающий коллектор дизеля. Избыток выхлопных газов, на 75 % состоявший из углекислоты, отсасывался компрессором и сжимался. Углекислый газ при этом превращался в жидкую углекислоту, которая сливалась сначала в специальные баллоны, а затем периодически - за борт. Оставшаяся газообразная часть, состоявшая в основном из кислорода, вновь возвращалась в цикл. В 1938 г. установка была перенесена на строющуюся малую подводную лодку XII серии М-92, которая до войны прошла швартовные испытания и сделала несколько выходов в море.
Разработка инженера С. А. Базилевского получила дальнейшее развитие - путем применения химических компонентов для поглощения углекислоты выхлопных газов. Эта идея была предложена инженер-механиком В. Д. Дмитриевским, а после его гибели на испытаниях продолжена конструктором А. С. Кассациером. Дизельная установка этого принципа действия работала на экспериментальной подводной лодке М-401 пр. 95, которая была спущена на воду в мае 1941 г. и прошла испытания на Каспийском море. Она сделала 74 выхода, 68 погружений, прошла 2800 миль, из них под единым двигателем 360 миль*.,,.
До войны были и другие предложения по созданию подводных лодок с <единым двигателем>. Конструктор В. Л. Бжезинский предложил создать сверхмалую подводную лодку в виде погружающегося торпедного катера с установленным на нем <единым двигателем>. В 1939 г. по его проекту началось строительство погружающегося торпедного катера М-400. Подводная лодка-катер имела водоизмещение надводное 35,3 т и подводное 74,0 т, два бортовых торпедных аппарата 450-мм калибра,пулемет, проектную скорость надводного хода - 33 уз и подводного - 11 уз. Работы до войны закончены не были. Корпус лодки-катера был поврежден при артобстреле Ленинграда, и в 1943 г. при 65%-ной готовности конструкции строительство его было прекращено.
Интенсивный поиск <единого двигателя> для подводного и надводного хода в предвоенные годы был основой для последующего развития этого направления. После войны были спроектированы и построены опытные и серийные подводные лодки с <едиными двигателями> различных принципов действия. Работы в этой области усиленно продолжались, пока не появились атомные энергетические установки.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz