В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Большие охотники за подводными лодками

Учитывая возрастающую роль подводных сил в вооруженной борьбе на море и необходимость усиления и совершенствования средств противолодочной обороны, народным комиссаром Военно-Морского Флота было принято решение о создании нового класса боевых кораблей - больших охотников за подводными лодками. Основной задачей, возлагаемой на эти корабли, являлось несение дозорной и охранной службы в ближней зоне наших военно-морских баз и на путях развертывания сил нашего флота. Предполагалось, что это будет достаточно мореходный и быстроходный корабль, с увеличенной дальностью плавания, небольшого водоизмещения, который был бы способен нести современное по тому времени вооружение для борьбы с подводными лодками. Строившиеся тогда в деревянном корпусе катера - малые охотники типа MO-IV - этим требованиям удовлетворить не могли.
Технический пр. 122 большого охотника за подводными лодками был разработан в 1938 г. конструкторским бюро Балтийского завода, дальнейшее проектирование корабля осуществлялось конструкторским бюро в г. Горьком (ЦКБ-51). Строительство корабля велось на заводе в г. Зеленодольске.
Первые два больших охотника за подводными лодками пр. 122 <Артиллерист> и <Минер> были построены в июле 1941 г., переведены по Волге в Баку и там, после проведения сдаточных испытаний, в ноябре 1941 г. вступили в строй Краснознаменной Каспийской флотилии.
В отличие от катеров - малых охотников типа MO-IV - эти корабли в стальном корпусе были значительно крупнее и имели водоизмещение свыше 200 т. Это позволило усилить состав оружия и вооружения, установить 76,2-мм орудие, два 37-мм орудия, три 12,7-мм пулемета, бомбосбрасыватели больших и малых глубинных бомб в количестве 20 и 40 штук соответственно. В качестве средства подводного наблюдения устанавливалась первая отечественная подкильная выдвижная гидроакустическая аппаратура <Тамир>. Трех-вальная энергетическая установка, состоящая из дизелей марки 9-Д Коломенского завода мощностью по 1100 л. с., позволила развивать скорость полного хода до 22 уз и обеспечить дальность плавания до 2000 миль.
Разработкой пр. 122 было положено начало становлению и дальнейшему развитию кораблей противолодочной борьбы, осуществлен переход к созданию специализированного класса более крупных противолодочных кораблей.
Большие охотники за подводными лодками пр. 122 в нескольких модификациях (пр. 122а, пр. 122 бис) строили большими сериями. Изменение тактико-технических элементов касалось вооружения и вызванное им некоторое увеличение главных размерений и формообразований корпуса. Вместо 76-мм орудия было установлено 85-мм, гидроакустические станции заменялись на более совершенные образцы, корабль оснащался радиолокационными станциями общего обнаружения. _ _
В годы войны, кроме завода в г. Зеленодольске, их строительство велось Л в Комсомольске-на-Амуре, Северодвинске. Всего с 1939 по 1955 г. было ¦ построено и сдано флоту около 300 единиц больших охотников за подводными / лодками пр. 122 различных его модификаций, из них 15 единиц в годы./ Великой Отечественной войны. - -
Главными конструкторами пр. 122а в ЦКБ-51 до 1941 г. были К. Д. Корнилов, затем Н. Г. Лощинский,. а с 1946 по 1948 г. Н. X. Желязков. Главным конструктором последующей модификации больших охотников по пр. 1226 был А. В. Кунахович.
Организация постройки больших охотников пр. 1226 на заводе им. Горького в г. Зеленодольске осуществлялась поточно-позиционным методом. Это позволяло сдавать флоту ежегодно по 25-30 кораблей. Такая поточная линия по постройке кораблей являлась первой в нашей стране. В 1949 г. группа специалистов завода и конструкторского бюро (ЦКБ-340) участников разработки новой технологии постройки кораблей была удостоена Государственной премии.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz