В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Речные бронекатера

Быстроходные, мелкосидящие бронированные катера, вооруженные артиллерией, начали создавать в 1919 г. Два опытных катера водоизмещением 45 т были заложены на Коломенском заводе по проекту, выполненному под руководством П. П. Шиловского. К марту 1922 г. их корпуса были доведены до 50-60 % готовности. Однако катера достроены не были. Вернулись к идее создания бронированных артиллерийских быстроходных катеров для речных и озерных флотилий в 30-е годы. 22 июня 1933 г. было выдано техническое задание на разработку проектов двух типов бронекатеров - двухорудийного для Амурской и одноорудийного для Днепровской военных флотилий. Первый тип бронекатера относится к числу больших, а второй - к числу малых бронекатеров. Проекты бронекатеров разрабатывались конструкторским бюро Речсудпроекта в Ленинграде под руководством главного конструктора Ю. Ю. Бенуа.
К особенностям речных бронекатеров следует отнести их малую осадку и наличие противоосколочной и противопульной броневой защиты. Броней защищали посты управления, машинное отделение, башни, посты радиосвязи, погреба боезапасов и др. Небольшая осадка обеспечивалась относительно большой полнотой корпуса катера, имевшего прямостенные борта с небольшим закруглением у скулы. Для размещения гребных винтов в плоском днище в корме имелись тоннели. Система набора корпуса была поперечной. Корпус был сварной, а броня - клепаной.
Для быстрой переброски катеров с одного театра военных действий на другой главные размерения корпуса не должны были превышать габариты, допускающие перевозку бронекатеров по железным дорогам СССР.
Бронекатера предназначались для использования на Амуре, Днепре, Дунае и их притоках. В ходе Великой Отечественной войны на многих реках и озерах нашей страны, оказавшихся в районе боевых действий, были сформированы речные и озерные флотилии или отряды боевых кораблей. В их состав, как правило, входили бронекатера, строительство которых, начатое до войны, продолжалось усиленными темпами в условиях военного времени. Катера совершенствовались вплоть до установки на них ракетного оружия.
Большими сериями до войны строились речные бронекатера пр. 1124 и 1125.
Катер пр. 1124 относился к числу больших речных бронекатеров. Его проект был разработан в 1933 г. Катер строился на заводе в Зеленодольске и был сдан флоту в 1936 г. Серийные катера строили на этом же заводе. Бронекатер проекта 1124 имел две модификации: первая относится к 1934- 1938 гг., вторая, усовершенствованная - к 1939 г. Вторая модификация несколько отличалась от первой по артиллерийскому вооружению, механической установке и водоизмещению. Большой речной бронекатер второй модификации имел полное водоизмещение 43,8 т, на нем были установлены две артиллерийские башни танка Т-34 с орудиями 76,2-мм калибра и один башенный пулемет 7,62-мм калибра. Двухвальная механическая установка состояла из двух бензомоторов ГАМ-34БС по 850 л. с. каждый. Она обеспечивала скорость полного хода 21 уз и дальность плавания ею 260 миль. Максимальная длина катера - 25,3 м, ширина - 4,0 м, осадка - 0,7.6 м, экипаж - 16 чел.
Катер пр. 1125 относится к числу малых речных бронекатеров. Он имел-полное водоизмещение 27,6 т, одну артиллерийскую установку 76,2-мм калибра с танка Т-28, три башенных пулемета 7,62-мм калибра, одновальную механическую установку с бензомотором ГАМ-34БС мощностью 850 л. с. Бронекатер развивал полную скорость 20 уз и имел дальность плавания при этой скорости 180 миль. Максимальная длина катера-22,6 м, ширина-3,5 м, осадка - 0,62 м, экипаж - 10 чел.
Бронекатера широко использовались в Великую Отечественную войну на реках и озерах нашей страны. Всего в войне участвовало 105 больших бронекатеров пр. 1124 (из них построено в военное время 73) и 203 малых
Пp. 1125 (построено в военные годы 96). Экипажи бронекатеров стойко защищали Родину в оборонительных боях и вместе с частями Советской Армии в победных наступательных боях дошли до Белграда, Будапешта, Вены, Берлина и других городов. Кроме артиллерийской поддержки сухопутных войск и высадки десантов эти небольшие по размерам, но мощные по вооружению корабли подавляли вражеские огневые средства, защищали переправы, конвоировали транспорты на внутренних водных коммуникациях, ставили минные заграждения, производили разведку, переброску войск через реки и водные преграды. Многие воины бронекатеров удостоены звания Героев Советского Союза, а соединения бронекатеров увенчаны государственными наградами и гвардейскими званиями.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz