В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Торпедные катера

В предвоенное десятилетие было создано несколько типов торпедных катеров и осуществлено их серийное строительство. Как уже указывалось ранее, на смену торпедным катерам Ш-4 в 1933-1934 гг. на флот стали поступать торпедные катера Г-5 (глиссирующие №5). Это были катера ближнего действия, строившиеся восьмью сериями вплоть до 1944 г. В каждую из строившихся серий вносились изменения, улучшавшие тактико-технические свойства катеров, но не изменявшие их коренным образом. Катера Г-5 имели водоизмещение 15-16 т, вооружены двумя желобными торпедными аппаратами кормового сбрасывания 533-мм калибра и двумя пулеметами 7,62-мм калибра. Они развивали полную скорость 51-54 уз, имели дальность плавания при этой скорости 200 миль, а при скорости 20 уз - 230-250 миль. На них устанавливались в качестве главных двигателей два двигателя типа ГАМ-34 различных модификаций по 800 л. с. каждый. Корпуса катеров - клепаные, дюралюминиевые. Система набора корпусов - продольно-поперечная.
Торпедные аппараты кормового сбрасывания влекли за собой серьезный тактический недостаток катера Г-5: торпедную атаку можно было вести только на максимальной, а не на любой скорости для того, чтобы катер смог отвернуть от идущей вслед за ним сброшенной торпеды. Для устранения этого недостатка, улучшения мореходности и дальности плавания Адмиралтейским заводом в Ленинграде был спроектирован и в октябре 1940 г. построен опытный катер пр. 123 водоизмещением 17 т, вооруженный двумя торпедными аппаратами бортового сбрасывания (БС-7) 533-мм калибра. Он имел полную скорость 50 уз, дальность плавания - 250 миль, а при 17 уз скорости-330 миль. На катере были установлены два двигателя по 1000 л. с. каждый. Корпус катера - клепаный, дюралюминиевый. Для улучшения мореходности был увеличен угол внешней килеватости корпуса и изменена форма носовых обводов. Торпедный катер пр 12Я, построенный в единственном экземпляре, был положен в основу торпедного катера проект 123бис серийная постройка которого была начата в 1944 г.
С целью придания торпедным катерам большого радиуса действия и лучшей мореходности перед войной были разработаны проекты больших торпедных катеров: Д;2, Д-3, СМ-3 и CiM-4-14 них отразилось стремление создать катера дальнего действия. Катера Д-2 и Д-3 были безреданными с глиссирующими остроскулыми обводами деревянного корпуса. Корпуса катеров СМ-3 и СМ-4 были сделаны из тонкого стального листа (СМ означало <стальной мореходный>, а цифры-количество установленных на катере моторов). Из четырех проектов только катер проекта Д-3 пошел в серию. Кятррпв проекта Д-3 было построено ГПРГТЬ.
Торпедный катер Д-3 имел полное водоизмещение 34,7 т. На его борту находились два торпедных аппарата бортового сбрасывания 533-мм калибра, два пулемета 12,7-мм калибра, четыре больших (БГБ) и восемь малых (МГБ) глубинных бомб и один комплект глубинных бомб типа Т-4. Скорость полного хода составила 45 уз, дальность плавания при 40 уз - 300 миль и при 8 уз - 550 миль. В качестве главной механической установки служили три бензиновых мотора ГАМ-34ФН по 1200 л. с. каждый. На катере удалось значительно улучшить бытовые условия личного состава. Следует сказать, что в Великую Отечественную войну катера Д-3 и СМ-3 (построен всего один катер) успешно использовались на Черном море для дальних рейдов к берегам, занятым противником, они наносили удары по стоящим в гаванях судам и кораблям.
В целом торпедные катера в минувшую войну представляли грозную боевую силу и внесли достойный вклад в дело победы над врагом. Выражением признания этого вклада является то, что на всех флотах имелись бригады и дивизионы торпедных катеров, за успешные боевые действия удостоенные высоких государственных наград и отличий. Среди военных моряков торпедных катеров 36 Героев Советского Союза и дважды Герой Советского Союза А. О. Шабалин.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz