В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

До Великой Отечественной войны в большом количестве строились боевые катера различного назначения, в том числе торпедные, катера-охотники за подводными лодками, речные артиллерийские бронекатера и катера-тральщики.
Самую многочисленную группу боевых катеров довоенной постройки составляли торпедные катера. Их был построено до войны 310. Далее шла группа катеров-охотников за подводными лодками - около 200, за ними по количеству построенных катеров шли предназначавшиеся для речных и озерных флотилий бронекатера - 139 единиц. И наконец, небольшую группу боевых катеров довоенной постройки составляли специальные катера-тральщики, строительство которых началось в 1941 г. До войны их было сдано флоту 21 единица.
Большую группу катеров довоенной постройки составляли катера, не имевшие сначала боевого назначения. Они обслуживали различные нужды флота. Но еще перед войной было признано целесообразным значительную часть из них переоборудовать под катера-тральщики.
Если учитывать все боевые катера специальной постройки и переоборудованные под боевые другие катера, то в общей сложности накануне войны их насчитывалось более 800.
Перед войной боевые катера различного назначения строили в основном на заводах Ленинграда и Зеленодольска.

В заключение краткого рассмотрения вопросов создания боевых катеров в предвоенные годы уместно заметить, что широкомасштабное строительство боевых катеров различных типов и назначений, осуществленное с учетом особенности приграничных районов страны с их морями, озерами и реками, было мерой продуманной и оправданной. Боевые катера существенно подняли боевой потенциал Военно-Морского Флота. Они нашли самое широкое применение на морских, озерных и речных театрах военных действий и внесли важный вклад в дело победы над врагом. Судостроительная промышленность, кораблестроители и военные моряки приобрели ценный опыт боевого кате-ростроения. Накануне войны для строительства боевых катеров были выделены заводы на юге и востоке страны. Все это позволило в годы войны развернуть производство и организовать массовое строительство боевых катеров и малых катеров для действующих флотов и флотилий.
В предвоенные годы большой вклад в создание катеров различного назначения внесли конструкторы и военные моряки П. А. Вонухин, П. Г. Гойнкис, Л. А. Ермаш, В. М. Бурлавок, Б. В. Никитин, П. А. Панцерный, М. Н. Чар-нецкий, Ю. Ю. Бенуа, В. Н. Всесвятский, Н. Е. Хавин и др.
Наряду с достоинствами опыт войны вскрыл ряд технических недостатков катеров.
Существенным из них являлась повышенная опасность возникновения пожаров и взрывов вследствие использования бензомоторов в качестве силовых установок. В целях снижения пожаровзрывоопасности на некоторых катерах применялась система заполнения бензобаков инертным газом (по системе Шатерникова, основанной на использовании отработанных газов катерных двигателей). Однако существенного влияния на повышение живучести катеров эта система не оказала. Радикальное решение этой задачи состояло в замене бензомоторов на дизельные двигатели. Такая замена, помимо повышения пожаровзрывобезопасности, позволяла при том же запасе топлива увеличить дальность плавания катеров. Применение дизельных двигателей на боевых катерах стало возможным только в послевоенное время.
Другим недостатком торпедных катеров было ограничение их боевого использования в условиях развитого волнения моря. Причиной этого явились принципы проектирования, по которым главные размерения корпуса катера не должны были выходить за габариты, позволяющие транспортировку по железным дорогам страны. Для повышения мореходности торпедных катеров дальнего действия типа ТК-ДЗ отказались от реданных обводов корпуса. Однако это не дало ощутимых результатов. Только переход к созданию более крупных катеров, корпуса которых не ограничивались железнодорожными габаритами, в особенности по ширине корпуса, позволил решить задачу повышения мореходности. Дальнейшее развитие катеростроения в послевоенный период пошло по этому пути.
Одним из недостатков вечных артиллерийских катеров было использование танковых башенных установок. Их конструкция не предусматривала удаление дульных газов, поэтому при длительной стрельбе от скопления дульных газов происходило отравление личного состава. Кроме того, танковые башни не были универсальными и не могли использоваться в целях противовоздушной обороны. Дальнейшее развитие речных бронекатеров в послевоенный период было ориентировано на применение корабельной универсальной башенной артиллерии 85-мм калибра.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz