В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Тяжелые крейсера пр.69 типа "Кронштадт"

В общих планах строительства большого морского и океанского флота важное место отводилось тяжелым крейсерам, к созданию которых приступили в конце 30-х годов. Как отмечалось, боевой облик будущих тяжелых крейсеров формировался в процессе поисковых разработок по созданию линейных кораблей типа <Советский Союз>. Учитывалась при этом складывавшаяся военно-политическая обстановка и состав сил предполагаемого противника на вероятных морских театрах военных действий. При выработке общего задания на создание тяжелого крейсера ставилась задача обеспечить превосходство крейсера по вооружению и броневой защите над заложенным в 1934 г. в Германии линкором типа <Шарнхорст> и иметь преимущества в скорости для уклонения от боя с более мощными линкорами, заложенными в 1936 г. типа <Бисмарк>. Исходя из принципиальных выводов общего задания Научно-исследовательским институтом военного кораблестроения в конце 1937 г. было разработано тактико-техническое задание на проектирование тяжелого крейсера. Проектирование осуществлено ЦКБ*17. Главным конструктором являлся Ф. Е. Басполов, главным наблюдающим от ВМФ - Г. И. Межевых. Технический проект тяжелого крейсера завершен в 1940 г. и утвержден 12 апреля 1940 г., тогда же были заложены два корпуса тяжелых крейсеров пр. 69 в Ленинграде и Николаеве. Корабли получили названия <Кронштадт> и <Севастополь>.
По проекту водоизмещение тяжелого крейсера составляло: стандартное - 35240 т, нормальное-38360 и полное-41600 т, длина наибольшая- 250,5 м, ширина - 31,6 м и осадка средняя при нормальном водоизмещении - 8,87 м.
Проектантом предусматривалась установка на крейсере девяти 305-мм орудий в трехорудийных башнях в качестве главного калибра, восьми 152-мм орудий противоминной артиллерии - в четырех двухорудийных башнях. Зенитная артиллерия дальнего боя состояла из восьми 100-мм орудий в четырех двухорудийных башнях, зенитная артиллерия ближнего боя - из семи счетверенных 37-мм автоматов и спаренных 12,7-мм пулеметов. Для управления огнем орудий главного калибра предусматривались два (носовой и кормовой) командно-дальномерных поста с двумя 8-м дальномерами в каждом. Управление огнем противоминной артиллерии 152-мм калибра намечалось посредством двух бортовых командно-дальномерных постов с 4-м стереодальномерами, а зенитного - посредством трех стабилизированных постов наведения с 3-м дальномерами (носовой и два кормовых побортно). Предусматривалось разместить между двумя трубами два гидросамолета КОР-2 с катапультой. Бронирование бортового пояса - 230 мм, носовой траверзной переборки - 330 мм, кормовой - 275 мм, барбетов башен главного калибра - 330 мм, палубы (верхней) - 90 мм.
Проект предусматривал развитую подводную конструктивную защиту с бортовыми булями, обеспечивающую требуемую глубину защиты около 8 м. Конструкция защиты представляла собой сочетание пустых и заполненных жидкостью отсеков, разделенных плоскими продольными переборками.
Корабль трехвальный, с той же котлотурбинной установкой, что и на линкоре пр. 23, но с измененной конструкцией и другим количеством главных котлов. Электроэнергетическая установка состояла из четырех турбогенераторов по 1200 кВт и столько же дизель-генераторов по 650 кВт. /
Расположение котлотурбинной установки - эшелонное. Энергетическая установка по проектным данным должна была обеспечить крейсеру скорость 32 уз и при форсировке котлов 33 уз (мощность главных механизмов 210000 и 231 000 л. с. соответственно). Наибольшая дальность плавания должна была достигать при скорости 14,5 уз - 8300 миль.
Многочисленные научно-исследовательские и экспериментальные работы, направленные на обеспечение постройки тяжелых крейсеров типа <Кронштадт>, во многом совмещались с исследованиями и опытными работами, осуществлявшимися под проект линейного корабля типа <Советский Союз>. Строительство тяжелых крейсеров в июле 1941 г. было прекращено при готовности по корпусу около 12 %. Таким образом, линейные корабли пр. 23 и тяжелые крейсера пр. 69 в силу сложившихся обстоятельств достроены не были, но приобретенный опыт в процессе их проектирования и строительства имел большое значение. Кораблестроители опирались на него при разработке проектов и постройке новых кораблей в послевоенное время.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz