В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Линейные корабли пр.23 типа "Советский Союз"

В соответствии с курсом на строительство большого морского и океанского флота в составе советского ВМФ предусматривались мощные линейные корабли, способные успешно вести боевые действия с наиболее сильными тяжелыми кораблями вероятного противника. Во второй половине 30-х годов планировалась постройка нескольких линейных кораблей. Первые, намеченные к закладке линкоры, получили наименования: <Советский Союз>, <Советская Украина>, <Советская Россия>, <Советская Белоруссия>. В 1936 г. Научно-исследовательским институтом военного кораблестроения было разработано тактико-техническое задание на создание линейного корабля пр. 23. Проект разрабатывало Центральное конструкторское бюро № 4 Наркомата Обороны промышленности, позже перешедшее в Наркомат судостроительной промышленности. Главным конструктором линкора пр. 23 был Б. Г. Чиликин, главными наблюдающими от ВМФ- Е.'П. Либель и М. С. Михайлов. В процессе разработки проекта линкора были выполнены различные варианты. Первоначально задумывалось создание двух типов линкоров: большого типа <А> для открытого Тихоокеанского флота и малого типа <Б> для ограниченных Балтийского и Черноморского флотов. При разработке технических проектов линкор типа <А> получил наименование - пр. 23, а линкор типа <Б> - пр. 25. На последующих стадиях проектирования от пр. 25 отказались и он в дальнейшем трансформировался в тяжелый крейсер пр. 69 (головной корабль был назван <Кронштадт>). Неоднократно подвергался переработке и пр. 23 в процессе оптимизации его зенитного вооружения, броневой и конструктивной подводной защиты. Росло водоизмещение корабля. Технический проект в основном был завершен в 1938 г. (утвержден 13 мая 1939 г. постановлением Государственного Комитета Обороны) и тогда же были заложены первые два корабля-один на Балтийскм заводе в Ленинграде <Советский Союз> и второй в Николаеве <Советская Украина>. Два линкора пр. 23 - <Советская Россия> и <Советская Белоруссия> - были заложены на новом заводе в Северодвинске.
Проектом предусматривалось полное водоизмещение корабля около 65 000 т., стандартное - около 59 000 т, длина наибольшая - 271 м, ширина - 36,4 м, осадка - 10м. Артиллерийское вооружение линкора состояло из девяти орудий 406-мм калибра (две башни в носовой части и одна - в кормовой), расположенных в трех трехорудийных башнях; двенадцати орудий 152-мм калибра, сгруппированных в шести двухорудийных башнях, разделенных на две батареи (по три башни) левого и правого бортов; восьми 100-мм орудий в четырех двухорудийных башнях, объединенных в две батареи - левого и правого бортов. Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена сорока 37-мм автоматами в счетверенных башенноподобных установках и 12,7-мм пулеметами. На корабле были предусмотрены в кормовой части одна катапульта и четыре гидросамолета КОР-1. При выборе состава артиллерийского вооружения линкора пр. 23 рассматривались различные варианты. Для главного калибра обсуждались предложения по установке орудий 356-мм и 457-мм калибров. Проведенные исследования показали, что при первоначально полученном в проекте стандартном водоизмещении корабля в пределах 50 000 т установка трех четырехорудийных 356-мм башен оказалась менее эффективной, чем применение двух трехорудийных 457-мм башен. Зато две трехорудийные 457-мм башни не давали заметного преимущества по сравнению с тремя трехорудийными 406-мм башнями.
Неоднозначным было мнение специалистов и по вспомогательному калибру артиллерии линкора. В результате анализа различных сторон этого вопроса пришли к выводу о целесообразности разделения вспомогательного калибра на противоминный 152-мм, зенитного дальнего 100-мм и ближнего 37-мм боя.
Управление стрельбой орудий главного калибра предусматривалось посредством приборов центральной наводки по видимой и находящейся за пределами видимости цели на дистанции до 400 кабельтовых при целеука-зании и корректировки огня с корабельного гидросамолета КОР-1. Три командно-дальномерных поста с двумя 8-м стереодальномерами в каждом находились на носовой рубке, на фок-мачте и кормовой боевой рубке.
Организация выдачи целеуказания и стрельбы по морским целям 152-мм орудий не отличалась от главного калибра. Четыре командно-дальномерных поста (с двумя 4-м стереодальномерами) размещались побортно в районе фок-мачты и кормовой трубы.
Корабль был защищен броней. Плиты главного броневого пояса толщиной 375-420 мм планировалось расположить вертикально вплоть до верхней палубы, которой отводилась роль главной броневой палубы толщиной 155 мм; горизонтальную защиту намечалось дополнить средней (противоосколочной) палубой толщиной 50 мм, а впереди первой башни главного калибра бронировать верхнюю палубу 100-мм плитами, палубу полубака - 25-мм плитами. В носовой части толщина броневого пояса по ватерлинии уменьшилась до 220 мм, в корме-до 130 мм. Вертикальная защита корпуса включала также траверзы толщиной от 50 до 365 мм. Боевые рубки защищались броней толщиной до 425 мм. Противоминная защита в средней части корпуса выполнялась по так называемой итальянской системе (Пульезо), обеспечивавшей глубину защиты у миделя свыше 8 м. Конструкция этой системы защиты предусматривала вдоль борта цилиндрическую полость диаметром 3150 мм, размещенную между обшивкой двойного бортового набора и продольной переборкой, вогнутой в сторону диаметральной плоскости. Междубортное пространство, в котором размещалась цилиндрическая полость, заполнялось топливом либо забортной водой. В кормовой оконечности корабля противоминная защита выполнялась по американской системе, основанной на сочетании заполненных жидкостью (топливом или забортной водой) и пустых отсеков, разделенных плоскими переборками.
Трехвальная главная энергетическая котлотурбинная установка имела эшелонное расположение и состояла из шести котлов производительностью по 173 т/ч пара, размещенных в трех котельных отделениях, трех турбозуб-чатых агрегатов полной мощностью по 67 000 л. с. каждый (и максимальной 77000 л. с.), расположенных в трех изолированных отсеках. Энергетическая установка работала на паре, при давлении 36 кгс/см2 и температуре 380° и обеспечивала кораблю скорость 28 уз.
Электроэнергетическая система постоянного тока включала четыре турбогенератора по 1300 кВт и четыре дизель-генератора по 650 кВт каждый суммарной установочной мощности 7800 кВт.
Впервые в Советском Союзе разрабатывали столь сложный проект корабля с применением необычных для предшествующего кораблестроения научно-технических и инженерных решений. Поэтому разработка проекта сопровождалась большим количеством опытных работ в области вооружения, энергетики, взрывопожаробезопасности, броневой и подводной защиты и других. Многие из них проводили в натурных условиях в море на специально построенных сооружениях в натуральную величину, а также на масштабных моделях. По своей научно-технической новизне, масштабам исполнения и организационной сложности особый интерес, в частности, представляли следующие работы:
- проверка мореходных и маневренных качеств корабля. Она производилась не только на многочисленных вариантах его моделей в бассейне, но и на крупномасштабной самоходной модели в морских условиях;
- испытания на пожаровзрывостойкость артиллерийского погреба главного калибра. Их выполняли на построенном в натуральную величину макете, в котором сжигали по несколько полномерных пороховых зарядов 16-дюймового калибра. Для предотвращения и локализации взрыва погреба впервые в практике кораблестроения были применены автоматически открывающиеся при резком нарастании давления выхлопные крышки и автоматически срабатывающая от инфракрасных датчиков или легкоплавкой проволоки спринклер-ная система, питающаяся водой от специальных автономных водяных пневмо-цистерн; было испытано и действие ингибиторов;
- обширные испытания по отстрелу плит бортовой, палубной, траверзной, башенной и иной брони, а также различных броневых конструкций в сборе;
- выбор системы подводной противоминной защиты. Взрывостойкость различных систем предварительно проверяли на опытных масштабных отсеках, различных по своим принципиальным схемам и глубине защиты. Окончательная проверка выбранной для линкора системы защиты производилась посредством подрыва натурного отсека. Выбранная система подводной противоминной защиты предусматривала постоянное нахождение в ее отсеках жидкости. Поэтому было решено в отсеках противоминной защиты разместить запас котельного топлива, а его подачу к котлам осуществлять автоматическим замещением топлива забортной водой, поступающей самотеком в топливные отсеки через открытые забортные кингстоны. Некоторым прототипом этого способа являлась система подачи топлива к дизелям, принятая на подводных лодках. Однако на линкоре масштабы системы были совершенно инымщ и необходима была натурная проверка ее работоспособности. С этой целью была переоборудована часть топливных цистерн на линкоре <Марат>. Их эксплуатация в натурных условиях плавания корабля показала жизненность системы замещения топлива забортной водой;
- противохимическая защита экипажа линкора. В частности, совершенно по-новому обеспечивалось длительное пребывание личного состава в машинных отделениях при их герметизации по химической тревоге. С этой целью расположенное над каждым машинным отделением междупалубное помещение отводилось под кондиционер форсуночно-распыливающего типа, способный поглощать до 1 млн килокалорий в час, выделяющихся в машинном отделении. Этот тип кондиционера был испытан на специально оборудованной барже;
-создание котла производительностью пара до 180 т/ч, работающего на более высоких параметрах пара по сравнению с котлами, применявшимися до этого на кораблях нашего флота. Опытный котел был всесторонне испытан на специально построенном на Балтийском заводе стенде;
- внедрение разобщительных клапанов на главных паровых магистралях машинно-котельной установки, что стало оригинальной технической новинкой. Впервые такие клапаны являлись автоматами. Они должны были реагировать на боевые повреждения главных паровых трубопроводов и автоматически отключать их поврежденные участки.
Помимо приведенных примеров в проекте линкора было много и других технических новшеств.
По замыслу и проектно-конструкторским решениям линейные корабли пр. 23 должны были превосходить аналогичные корабли английской, немецкой, итальянской и французской построек 1932-1941 гг.
В частности, американские линкоры типа <Айова> (1941-1945 гг.) полным водоизмещением 58 000 т по вооружению и бронированию примерно соответствовали заложенным советским, превосходили их в скорости (33 уз), зато уступали в мощности противоминной защиты. К наиболее сильным сторонам линкоров типа <Советский Союз> следует отнести продуманные броневую и противоминную защиты, а также высокие тактико-технические характеристики артиллерии главного калибра, которая превосходила все корабельные системы 1941-1945 гг. по дальности стрельбы и эффективности воздействия. С момента закладки постройка кораблей велась высокими темпами. Наиболее успешно продвигались работы по корпусу, бронированию и главной артиллерии - первое 406-мм орудие прошло испытания на полигоне в 1940 г. Начавшаяся война прервала строительство линкоров. Постановлением /Государственного Комитета Обороны от 10 июля 1941 г. постройка линкоров была приостановлена, работы законсервированы. После войны достраивать корабли пр. 23 было признано нецелесообразным.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz