В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Легкие крейсера пр.26 типа "Киров"

Первым шагом в создании новых крупных артиллерийских кораблей явилось строительство легких крейсеров по пр. 26, 26 бис и 68, которые были разработаны в ЦКБ-17. Основным предназначением легких крейсеров являлись действия в составе эскадры для вывода легких сил в атаку, поддержка корабельного дозора и разведки, а также охранение эскадры от атак легких сил. Проектирование крейсера пр. 26 началось по утвержденному тактико-техническому заданию в середине 30-х годов. Главным конструктором корабля был А. И. Маслов, главным наблюдающим от ВМФ - В. П. Благовещенский. Основным вопросом, определяющим боевой облик такого корабля как крейсер, является состав его артиллерийского вооружения. Исходя из задач, возложенных на легкие крейсера пр. 26, особое внимание было уделено выбору артиллерии главного калибра. Мнения специалистов тогда разделились. Одни считали целесообразным для кораблей пр. 26 принять 152-мм артиллерию, которая отвечала требованиям для эффективных действий по слабо бронированным кораблям, имела достаточную скорострельность и дальность стрельбы, большую вероятность поражения цели и давала возможность установить на крейсере (без существенного увеличения водоизмещения) 12 орудий. Другие считали нужным иметь более мощную 180-мм артиллерию, которая в то время обладала дальностью стрельбы на 25-30'% больше, чем лучшие американские 203-мм орудия, большей скорострельностью, меньшим рассеиванием снарядов при поражении цели и была способна эффективно действовать против крейсеров и других кораблей с усиленным бронированием. Верх взяла последняя точка зрения, поскольку тогда в составе флота не было кораблей, кроме оставшихся от дореволюционного флота трех линкоров, способных вести борьбу с бронированными кораблями. Головной крейсер этого проекта <Киров> был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде 22 октября 1935 г. Крейсер вступил в строй 26 сентября 1938 г. Энергетическая установка для этого корабля была закуплена в Италии у фирмы <Ансальдо>. В поставку входило шесть котлов, два турбо-зубчатых агрегата, обеспечивающие их вспомогательные механизмы и полный комплект технической документации. Техническую консультацию по монтажу оборудования вели специалисты фирмы <Ансальдо>. Почти одновременно с крейсером <Киров> в 1935 г. на Черном море в Николаеве был заложен однотипный крейсер <Ворошилов>, вступивший в строй в мае 1940 г. Как для него, так и для следующих крейсеров использовались энергетические установки отечественного производства, но выполненные по итальянским чертежам.
Следующие крейсера строились уже по пр. 26 бис, по этому проекту до войны было построено два крейсера - <Максим Горький> и <Молотов>. Первый из них вошел в состав Военно-Морского Флота в декабре 1940 г., второй - в мае 1941 г. Еще два заложенных по этому проекту крейсера в Комсомольске-на-Амуре вошли в строй уже в годы войны. Крейсера пр. 26 и 26 бис лишь незначительно отличались друг от друга по зенитному вооружению, местному бронированию, запасам топлива и водоизмещению. В отличие от двух первых крейсеров пр. 26, на кораблях последующей постройки по пр. 26 бис была изменена архитектура носовой надстройки - установлена фок-мачта башенноподобной конструкции вместо четырехногой. Это создавало круговой обзор из боевой рубки, снижало вибрацию расположенного на ней командно-дальномерного поста, уменьшало силуэт крейсера, увеличивало зону обстрела 100-мм орудий в носовых углах. Кроме того, на крейсерах пр. 26 бис <Молотов> и <Максим Горький> были установлены более совершенные системы приборов управления стрельбой (ПУС) главного калибра <Молния-АЦ> и морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) <Горизонт-2>. В систему МПУАЗО входило два, расположенных побортно, стабилизированных визирных поста (СВП). Стабилизация осуществлялась по углу крена, что повышало результативность стрельбы по воздушным целям. В остальном корабли пр. 26 и 26 бис по своим элементам были близки и поэтому позволяют дать им общую характеристику. Нормальное водоизмещение легких крейсеров пр. 26 и 26 бис составляло около 8500 т. Они имели на вооружении девять 180-мм орудий в трехорудийных башнях, шесть одноствольных щитовых 100-мм зенитных артустановок, шесть 45-мм полуавтоматов и шесть пулеметов 12,7-мм калибра (на крейсере <Максим Горький>-девять 45-мм полуавтоматов и четыре 12,7-мм пулемета). В качестве торпедного вооружения крейсера несли по два 3-трубных торпедных аппарата калибром 533 мм. На борт могли приниматься 20 больших, 30 малых глубинных бомб и свыше 100 мин. В средней части корабля между дымовыми трубами располагалась катапульта для взлета поплавковых самолетов КОР-1, которые поднимали с воды двумя самолето-баркасными кранами. Корпуса кораблей - клепаной конструкции. Броня бортового пояса составляла 50 мм, палубы, боковых стенок и крыши башен - 50 мм, стенки боевой рубки-150 мм, ее крыши-100 мм. На крейсерах пр. 26 бис толщина бортового пояса над нижней палубой в районе <цитадели>, траверзных переборок и лобовых стенок башен увеличена до 70 мм. Указанная система бронирования была принята исходя из обеспечения защиты крейсера от 152-мм бронебойных снарядов на дистанции 85-130 кабельтовых. Котлотурбинная двухвальная механическая установка состояла из самостоятельных эшелонов. В каждый входили три котла производительностью пара по 105 т/ч и турбозубчатый агрегат мощностью 55000 л. с. Схемы трубопроводов допускали разные комбинации использования котлов и турбин. Котлы вырабатывали перегретый пар давлением 25 атм при температуре 325 °С. Шесть главных котлов находились в автономных водонепроницаемых отделениях и обеспечивались двойным комплектом вспомогательных турбомеха-низмов и теплообменных аппаратов. Два главных трехкорпусных турбозубча-тых агрегата размещались также автономно в носовом и кормовом машинных отделениях. Турбины высокого, среднего и низкого давлений имели облопа-тывание только активного типа. Главная зубчатая одноступенчатая передача передавала крутящий момент от трех турбин на валопровод своего борта. Электроэнергетическая установка постоянного тока включала четыре турбогенератора и два дизель-генератора по 165 кВт каждый, суммарная мощность их составляла около 1000 кВт. Турбогенераторы могли работать на насыщенном паре от вспомогательных котлов, расположенных в кормовой надстройке. В процессе постройки стандартное водоизмещение крейсеров возросло более чем на 700 т, а нормальное водоизмещение увеличилось примерно на 900 т. На сдаточных испытаниях в сентябре 1938 г. крейсер <Киров> развил максимальную мощность турбин 113 500 л. с. вместо предусмотренных проектом 126 500. В результате скорость крейсера составила 36 уз против спецификационной скорости 37 уз. Построенные до войны советские легкие крейсера отличались высокими боевыми качествами и не уступали лучшим иностранным кораблям этого класса. В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на Балтийском и Черноморском театрах военных действий они оказывали мощную артиллерийскую поддержку сухопутным войскам на приморских флангах, участвовали в обороне военно-морских баз и опорных пунктов. Легкие крейсера на Черном море принимали участие в высадке морских десантов, обеспечивали свои морские перевозки и нарушали перевозки противника. Легкие крейсера внесли вклад в оборону Ленинграда, своими огневыми ударами они наносили серьезный урон противнику в живой силе и технике. Боевые действия крейсеров отмечены высокими государственными наградами. Крейсера <Киров>, <Максим Горький>, <Ворошилов> стали Краснознаменными.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz