В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Мониторы

Речные мониторы составляли особую группу кораблей довоенной постройки. Они предназначались для флотилий, созданных в бассейне крупных рек, прежде всего для Амурской и Днепровской флотилий.
Амурская флотилия приобрела для советского государства особое значение. Обстановка на дальневосточных рубежах нашей Родины была неспокойной. Постоянно возникала угроза военного нападения со стороны китайских и японских милитаристов. Моряки флотилии участвовали в боях во время конфликта на КВЖД (1929 г.) и за успешные боевые действия Амурская флотилия в 1930 г. удостоилась ордена Красного Знамени.
С первых дней существования советского государства принимались меры к тому, чтобы укомплектовать Амурскую флотилию кораблями и личным составом. До постройки первых речных мониторов ядро кораблей Амурской флотилии составляли башенные канонерские лодки, оставшиеся от дореволюционного времени. Они были сохранены, модернизированы и переведены в класс мониторов. Модернизация осуществлялась, главным образом, в направлении усиления артиллерийского вооружения. Так, монитор <Дзержинский> (бывшая башенная канонерская лодка <Тайфун>) после модернизации имел в качестве главного калибра четыре 130-мм орудия, расположенные в одноорудийных башнях. На корабле было два 37-мм автомата и двенадцать пулеметов 7,62-мм калибра. Водоизмещение монитора 1030 т, его наибольшая длина 70,89 м, ширина 12,81 м и осадка 1,48 м. Корабль развивал полную скорость 10,8 уз, дальность плавания составляла 3500 миль.
По мере развития военного кораблестроения флотилия стала пополняться кораблями новой постройки. При создании мониторов как речных артиллерийских кораблей исходили из их основного назначения, которое состояло в поддержке действий сухопутных войск в наступлении и обороне, при высадке десантов, а также в.борьбе с речными кораблями противника. Они несли довольно сильное артиллерийское вооружение, имели сравнительно большую дальность плавания, борта и палубы кораблей были бронированы. Особенностями плавания в речных условиях продиктованы и своеобразные инженерно-конструкторские решения: мониторы имели небольшую осадку, низкий надводный борт, были широкими, с плоскодонными формами корпуса. Их гребные винты были сконструированы для работы в неблагоприятных условиях вблизи донных грунтов.
Все отечественные мониторы имели дизельные энергетические установки. Речные мониторы строили небольшими сериями с учетом глубин, скоростей течения и проходов под мостами на реках, где им предстояло плавать. Для нижнего течения Амура и Татарского пролива были спроектированы и в 1936 г. на заводе <Красное Сормово> заложены мониторы проекта 1190, получившие "Активныи>, предназначавшийся сначала для Днепровской флотилии. Он имел водоизмещение 214т. Длина корабля - 50,7 м, ширина - 8,2 м, осадка - 0,8 м. Вооружение - два орудия 102-мм и четыре орудия 45-мм калибра. На мониторе применено местное бронирование жизненно важных его частей, толщина брони от 16 до 20 мм. Дизельная одновальная установка мощностью 300 л. с. позволяла развивать полную скорость 8,9 уз. Конструктивной особенностью монитора <Активный> являлось расположение артиллерии главного калибра в башне, над которой размещались все посты управления огнем. Боевая рубка вращалась одновременно с башней. Как показал опыт эксплуатации, такое решение оказалось неудачным, оно усложняло и затрудняло управление кораблем. Невысокими оказались ходовые и маневренные качества. Монитор зарывался носом и плохо слушался руля.
Для Днепровской флотилии с учетом возможного плавания на реках Дунай, Днепр, Березина, Припять и Днепро-Бугской водной системы первым речным монитором новой постройки стал <Ударный>. Строился он на киевском заводе <Ленинская Кузница>, вошел в строй в 1934 г. Монитор <Ударный> имел полное водоизмещение 387 т, наибольшую длину - 53,65 м и ширину - 11,1 м, осадку-0,82 м. Артиллерийское вооружение состояло из двух орудий 130-мм калибра, установленных в носовой части за башенноподобными щитами; четырех 45-мм полуавтоматов в двух башнях и 16 пулеметов 7,62-мм калибра. Толщина брони борта цитадели - 7,2 мм, траверз и палубы цитадели - 6 мм, носовых и кормовых оконечностей борта - 7,2 мм, траверзы носовой оконечности - 4,6 мм, а палубы носовой и кормовой оконечностей - 6 мм. Монитор имел полную скорость - 12 уз и дальность плавания ею - 700 миль. Суммарная мощность двухвальной дизельной энергетической установки составляла 1600 л. с.
Монитор <Ударный> имел общий для кораблей нашего флота того периода серьезный недостаток - слабую противовоздушную оборону. При этом зенитное вооружение было сосредоточено в корме и не могло эффективно отражать атаки самолетов с носовых углов. Корабль погиб в сентябре 1941 г. при массированном налете фашистских самолетов, сбросивших на него 13 бомб.
Серия из шести мониторов - <Железняков>, <Жемчужин>, <Левачев>, <Мартынов>, <Флягин> и <Ростовцев> - для Днепровской флотилии была построена по значительно улучшенному проекту. Головным кораблем серии был монитор <Железняков>, вступивший в строй в 1936 г. Главный калибр (два 102-мм орудия) на мониторе <Железняков> размещался в девятиугольной башне кругового обстрела; башня вращалась вокруг трубы диаметром 750 мм, служившей основанием боевой рубки, расположенной над башней. Угол возвышения орудий увеличили до 60°, что позволяло вести огонь и по самолетам. Три 45-мм орудия находились также в башнях. Кроме того, на корабле имелись счетверенные пулеметы <Максим>, замененные позже двумя 37-мм автоматами и тремя пулеметами 12,7-мм калибра. Водоизмещение корабля 230 т, наибольшая длина 51,2 м, ширина 8,2 м, осадка 0,88 м. Мощность главной одновальной энергетической установки 280 л. с. Монитор способен был развивать полную скорость 8,8 уз.
Из речных мониторов этой серии за годы Великой Отечественной войны особо отличился <Железняков>: он участвовал в боях на Дунае, Буге, Азовском море, на Дону, на Кубани, прорывался через Керченский пролив в Новороссийск, выдержал 200 воздушных налетов немецкой авиации, с боями прошел 40 тыс. км и нанес существенный урон врагу. Как символ непобедимости советского оружия монитор <Железняков> в 1967 г. был установлен на берегу Днепра. Конструкторами мониторов постройки Киевского завода <Ленинская Кузница> являлись А. Б. Байбаков и М. М. Бойко, главным наблюдающим от ВМФ - П. Б. Богданович. Главным конструктором монитора пр. 1190 завода <Красное Сормово> был Е. Е. Костров.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz