В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Базовые тральщики пр.3, 53, 58 и 53У типа "Фугас"

С 1917 по 1931 гг. развитие отечественного минно-трального флота ограничивалось лишь модернизацией тральщиков, оставшихся от царского флота, и работами по мобилизационной подготовке рыболовных и других коммерческих судов для использования их в качестве тральщиков. Прежде чем приступить к созданию новых тральщиков, необходимо было наладить производственную кооперацию по изготовлению тралов, специального минно-трального оборудования и механизмов: тральных лебедок, различного рода устройств для постановки и выборки тралов, погрузки и выгрузки мин, дизель-генераторов для питания новых систем минно-трального вооружения. Требовались дизельные силовые установки, обеспечивающие нужную буксировочную тягу и скорость траления. Только в начале 30-х годов наша промышленность сумела начать постройку тральщиков по новым проектам.
Проектирование первого базового тральщика пр. 3 типа <Фугас> началось с утверждения тактико-технического задания на его создание в 1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический - в 1932 г. Главным конструктором корабля был Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского Флота, внесшими большой вклад в создание корабля пр. 3 и его дальнейших модификаций, были В. С. Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий. Постройка тральщиков была начата на Севастопольском заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского.
Кораоли пр. 3 создавали с учетом опыта строительства тральщиков дореволюционной постройки типа <Клюз>, хорошо зарекомендовавших себя при тралении наших акваторий в 1921-1925 гг.
Новые базовые тральщики имели по сравнению с ними более эффективное тральное вооружение (два комплекта параван-трала, два комплекта змейкового трала и трал Шульца) и усиленную артиллерию (1 - 100-мм, 1 - 45-мм орудия и 2-12,7-мм пулемета против 2-75-мм орудий на тральщиках типа <Клюз>). На тральщиках пр. 3 было установлено противолодочное вооружение (глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), а также устройство для приема и постановки мин. Вместо паровой машины мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла с 400 до 3400 миль. Водоизмещение тральщика пр. 3 составило 429 вместо 190 т у тральщика типа <Клюз>. В совокупности новые решения, принятые на корабле пр. 3, давали ему значительные преимущества перед тральщиками дореволюционной постройки и являлись значительным шагом вперед по сравнению с кораблями этого класса времен первой мировой войны. Корабль пр. 3 послужил прототипом для создания базовых тральщиков отечественного ВМФ пр. 53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов возлагались следующие задачи: разведка, контроль и траление фарватеров и минных полей; проводка отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка минных полей и борьба с подводными лодками.
В ходе постройки тральщиков в их проект вносили конструктивные изменения, связанные с дополнительными работами по усилению трального и артиллерийского вооружения, установке вновь созданных механизмов и оборудования, массогабаритные характеристики которых отличались от первоначально предусмотренных в проекте. Это привело к снижению остойчивости. Были разработаны меры по повышению остойчивости перераспределением масс для понижения центра тяжести корабля. С 1935 г. тральщики пр. 3 достраивали уже с учетом предложения по повышению остойчивости. Тральщики с улучшенной остойчивостью типа <Стрела> (пр. 53) стали поступать в состав флота в 1938 г. Всего их было построено шесть - на Севастопольском заводе и четыре..- на заводе <Судомех> в Ленинграде. Кроме того, на Севастопольском судостд^ои_-тел ьном~з"ав'оде' по пр. 58 быдо, постдоено семь тральщиков, мало чем отличавшихся от кораблей пр. 53. '
Для дополнительного повышения остойчивости тральщиков пр. 53 и 58 была увеличена ширина корпуса на 0,2 м. Эти тральщики получили номер 53У. Го-^ловной тральщик 53У типа <Верп> был заложен в октябре 1937 г. и вступил в строй в августе 1939 г. Всего было построено 14 кораблей этого проекта.
Таким образом, по пр. 3, 53, 58 и 53У было построено в довоенное время ^^тралыщишв.
Тактико-технические характеристики тральщика пр. 53 типа <Стрела> даны табл. 7. Тактико-технические элементы тральщика пр. 3, 58 и 53У от него сличались незначительно. Тральщик пр. 53 имел полубак, длина которого со-гавляла 1/3 длины корабля. Конструкция корпуса была выполнена с применением большого объема сварки.
Артиллерийское вооружение состояло из одного 100-мм орудия, установленного на полубаке, 45-мм полуавтомата, размещенного в корме и двух 12,7-мм пулеметов на крыльях ходового мостика.
Элементы контактных тралов были размещены на верхней палубе и в тральной кладовой. Для постановки и выборки тралов были предусмотрены тральная лебедка и параван-кран. На тральщике Т-204 пр. 53 был установлен опытный образец электромагнитного трала. Управляли работами с тралом с помощью телефонной связи и звонковой сигнализацией. Защита от неконтактного минного оружия на кораблях не предусматривалась. Однако во время войны в связи с постановкой в наших водах немецким флотом магнитных мин на тральщиках срочно были установлены размагничивающие устройства (РУ). Сначала обмотку РУ разместили на леерах, а затем по бортам снаружи корпуса корабля. В дальнейшем на вооружение были приняты обмотки системы ЛФТИ, которые разместили в сварных кожухах, расположенных вдоль бортов на верхней палубе и полубаке.
Живучесть корабля обеспечивалась делением корпуса на 10 водонепроницаемых отсеков, размещением главной энергетической установки в двух эшелонах, установленными на корабле системами пожаротушения, осушения, затопления и орошения погребов боезапаса. Базовые тральщики пр. 3, 53, 58 и 53У были первыми дизельными кораблями этого класса в отечественном флоте. Главная механическая установка кораблей состояла из двух дизелей марки 42Б МРИ-6 мощностью 1500 л. с. каждый, расположенных в двух машинных отделениях. Применение дизельных установок вместо паровых на старых тральщиках позволило увеличить дальность плавания. Скорость полного хода составляла 18 уз.
Для обеспечения корабельных потребителей паром на корабле был предусмотрен вспомогательный котел.
Для плавания в ледовых условиях корабли были снабжены ледовыми гребными винтами.
Следует указать и на существенный недостаток тральщиков перечисленных проектов: на них не было тралов для борьбы с неконтактными донными минами, что снижало тактические возможности их использования. В годы Великой Отечественной войны базовые тральщики пр. 3, 53, 58 и 53У составляли основное ядро тральных сил на всех наших флотах. Они показали хорошие мореходные качества, высокую живучесть корпуса и механизмов, осуществили большой объем боевого траления во время войны и в послевоенные годы, ликвидируя минную опасность в наших водах. Пять базовых тральщиков были удостоены звания гвардейских, шесть стали Краснознаменными.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz