В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Сторожевые корабли "Ястреб"

В связи с окончанием строительства серии сторожевых кораблей типа <Ураган> было решено приступить к проектированию и строительству новой серии сторожевых кораблей - с более мощным артиллерийским вооружением, возросшей дальностью плавания, большей автономностью и другими улучшенными тактико-техническими характеристиками. В 1937-1939 гг. ЦКБ-32 был разработан пр. 29 - сторожевого корабля и начато его серийное строительство на заводе <Северная верфь> в Ленинграде, Николаеве и Комсомольске-на-Амуре. Главный конструктор проекта - Я. А. Копержинский. До войны было заложено 20 корпусов кораблей этого проекта, шесть спущено на воду. Головной корабль серии получил название <Ястреб>.
Ни один корабль пр. 29 до войны построен не был, а с началом военных действий работы по ним были прекращены. В 1943 г. было решено пр. 29 переработать с учетом боевого опыта легких сил, полученного в ходе войны, и строительство сторожевых кораблей продолжить по откорректированному проекту, получившему шифр 29К. Корректировка проекта ЦКБ-32 (г. Казань) осуществлялась усилением зенитной артиллерии (за счет дополнительной установки третьего универсального артиллерийского орудия 100-мм калибра и шести пулеметов 12,7-мм калибра, установкой броневой защиты ходовой рубки, подкреплением основного корпуса корабля. По пр. 29К в 1944 г. был достроен в Ленинграде и сдан флоту головной корабль <Ястреб>.
Сторожевой корабль пр. 29К имел на вооружении три универсальные 100-мм артиллерийские установки Б-34, четыре артустановки 70-К 37-мм калибра и шесть 12,7-мм пулеметов. На корабле размещался трехтрубный торпедный аппарат 450-мм калибра. На верхней палубе на рельсовых путях могли быть приняты в перегрузку 24 мины. Противолодочное вооружение состояло из двух бомбосбрасывателей для 22 больших и 24 малых глубинных бомб. Котлотур-бинная двухвальная энергетическая установка включала в себя две турбины мощностью по 13 000 л. с. и два котла. Механизмы находились в двух машинных и двух котельных отделениях поэшелонно. Корабль развивал скорость полного хода 33,5 уз. Нормальное водоизмещение сторожевого корабля пр. 29К 998 т.
Вопросы непотопляемости не были окончательно решены. Расчеты, произведенные при построении диаграммы статической остойчивости для корабля водоизмещением 902 т, показали, что при несимметричном затоплении двух наибольших по объему смежных отсеков первого машинного отделения и второго котельного отделения корабль опрокидывается. Причиной создавшегося положения оказалась недостаточная остойчивость коробля. Принятые при корректировке проекта дополнительные массы по усилению зенитной артиллерии, броневой защиты рубки, подкреплению корпуса и другим конструктивным изменениям, при сохранении главных размерений корпуса по первоначальному проекту, привели к снижению начальной поперечной метацентрической высоты.
В 1946 г. к вопросу достройки сторожевых кораблей этого проекта вновь вернулись. Был разработан пр. 29 бис, однако он тоже не обеспечивал требуемой остойчивости и непотопляемости, общей прочности корпуса и мореходности, в силу чего и был отвергнут. Поэтому оставшиеся после войны 5 сторожевых кораблей пр. 29, находившихся в консервации на плаву с технической готовностью от 22 до 35 %, были достроены по откорректированному пр. 29К. О новых проектах сторожевых кораблей будет сказано при освещении вопросов послевоенного кораблестроения.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz