В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Эскадренный миноносец пр.30 типа "Огневой"

Взятый курс на создание океанского флота потребовал пересмотра взглядов па оценку боевых и технических качеств эскадренных миноносцев по опыту создания кораблей пр. 7 и 7У.
В качестве их дальнейшего развития явился эскадренный миноносец нового пр. 30. Тактико-техническое задание на его проектирование было выдано в 1937 г., а технический проект разработан конструкторским бюро завода <Северная верфь> в октябре 1939 г. Перед войной на судостроительных заводах в Ленинграде, Николаеве, Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре было заложено более 30 корпусов эсминцев пр. 30, но с началом военных действий их постройка была прекращена и только в 1943 г. на заводе в г. Поти началась достройка головного корабля пр. 30 - эсминца <Огневой>. Эсминец <Огневой> был единственным кораблем, построенным по этому проекту, сдан флоту "в 1945 г. Остальные корпуса эсминцев, заложенных по пр. 30, были либо разобраны, либо законсервированы и достраивались уже после войны по откорректированному проекту, получившему название пр. ЗОК.
Основным направлением развития эскадренных миноносцев, нашедшим свое воплощение в пр. 30, явилось повышение боевой устойчивости, прочности, мореходности и увеличения дальности плавания. Артиллерия главного калибра и зенитная артиллерия размещались в башенных установках вместо палубно-щитовых. На эсминце пр. 30 артиллерия главного калибра в составе четырех 130-мм орудий находилась в двух двухорудийных башнях, расположенных в носу и корме корабля. Зенитная артиллерия калибра 76,2 мм состояла из одной спаренной башенной установки. Такое размещение артиллерии улучшало ее обслуживание в штормовых условиях, обеспечивало защиту личного состава и материальной части от атак штурмовой авиации и поражения осколками от снарядов и бомб.
На эсминце пр. 30 была повышена прочность и эксплуатационная надежность корпуса за счет усиления основных связей продольного набора (палубного стрингера, ширстрека, горизонтального киля) и утолщения в некоторых районах наружной обшивки. Для улучшения мореходных качеств был поднят надводный борт в носу. При достройке эсминца <Огневой> с учетом опыта войны на корабле была усилена зенитная артиллерия, установлены радиолокационные и гидроакустические станции.
На эсминце пр. 30 устанавливались новые турбозубчатые агрегаты мощностью по 30 000 л. с. на вал. Количество главных котлов и их производительность были сохранены по пр. 7У. Возросла мощность электроэнергетической установки. На корабле было размещено в машинных отделениях 2 турбогенератора по 100 кВт и в котельных отделениях - 2 дизель-генератора по 50 кВт.
Дальность плавания на экономическом ходу эсминца пр. 30 увеличена до 3500-3700 миль.
Водоизмещение корабля составляло: стандартное - 1875 т, нормальное - 2200 т и полное - 2560 т.
Головной корабль <Огневой> на испытаниях в 1944 г. развил суммарную мощность главных механизмов в 54 000 л. с., 27 000 л. с. на вал. При этом полная скорость составила 36 уз.
Тактико-технические характеристики и элементы корабля пр. 30 приведены далее в табл. 7. '
Главным конструктором эсминцев пр. 30 был А. М. Юновидов, главным наблюдателем от ВМФ - В. В. Головков.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz