В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Лидер эсминцев пр.48 типа "Киев"

По аналогии с созданием нового поколения эскадренных миноносцев, конструкторским бюро завода им. А. Марти в Николаеве был разработан пр. 48 нового лидера эсминцев. По сравнению с кораблями пр. 1 и 38 на новых лидерах предусматривалось усилить артиллерию главного калибра, повысить боевую устойчивость от средств воздушного нападения, улучшить мореходные качества, повысить прочность и эксплуатационную надежность корпусов.
На лидерах пр. 48 артиллерия главного калибра состояла из шести 130-мм орудий, размещенных в трех двухорудийных башнях. В носу на полубаке установлены две башни, из которых вторая имела более высокий бар-бет, обеспечивающий возможность стрельбы над первой. В корме находилась третья башня.
Зенитная артиллерия 76,2-мм калибра состояла из одной спаренной башенной установки, размещенной на кормовой надстройке над третьей башней артиллерии главного калибра. При последующей корректировке пр. 48 предусматривалась 85-мм спаренная башенная установка, дополнительно предполагалось разместить три спаренных 37-мм автомата и два спаренных 12,7-мм пулемета.
Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных аппаратов 533-мм калибра. В качестве противолодочного вооружения в бомбосбрасывателях было размещено 40 больших и 20 малых глубинных бомб.
Главная энергетическая установка трехзальная котлотурбинная мощностью 27 000 л. с. на вал.
Водоизмещение лидера пр. 48 стандартное 2740 т и полное 3460 т. Это превышало водоизмещение лидеров пр. 1 на более чем 500 т или почти на 20%.
Для повышения остойчивости ширина корпуса по сравнению с кораблем пр. 1 увеличена на 0,5 м.
В результате увеличения водоизмещения, изменения соотношений главных размерений корпуса расчетная скорость полного хода снизилась до 37,5 уз против 41,2 уз на кораблях пр. 1.
Два корабля пр. 48 <Киев> и <Ереван> были заложены на заводе им. А. Мар-ти в Николаеве в конце 1939 г. и спущены на воду: первый корабль в декабре 1940 г. и второй - в июне 1941 г. Корпуса этих кораблей во время войны перевели в г. Поти. После войны корабли не достраивали, они были разобраны.
Корабли класса лидеров дальнейшего развития не получили. Опыт войны показал необходимость существенного повышения мореходности, дальности плавания и боевой устойчивости от средств воздушного нападения эскадренных миноносцев и лидеров. Удовлетворение этих требований в проектах нового поколения эсминцев привело к объединению их с лидерами в один класс.

При рассмотрении вопросов предвоенного проектирования и строительства эсминцев следует обратить внимание, что, вступая в Великую Отечественную войну, советский Военно-Морской Флот имел в своем составе 59 эскадренных миноносцев и лидеров, из них 37 было построено в годы предвоенных пятилеток. На счету кораблей этого класса много славных боевых дел. Они наносили удары по боевым кораблям и судам противника, охраняя особо важные конвои от атак самолетов, подводных лодок и надводных кораблей, участвовали в десантных операциях, поддерживали огнем приморские части армии, осуществляли обстрел береговых объектов противника, эвакуацию войск из осажденных прибрежных городов и гарнизонов, вели дозорную и разведывательную службу, выполняли другие задачи.
Боевые действия лидеров и эскадренных миноносцев в Великую Отечественную войну отмечены государственными наградами и отличиями, три эсминца стали гвардейскими, восемь эсминцев и лидер <Баку> - Краснознаменными кораблями. Командир эскадренного миноносца пр. 7 <Гремящий> А. И. Гурин удостоен звания Героя Советского Союза.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz