В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Эскадренные миноносцы пр.7У типа "Сторожевой"

Корабль этого проекта разрабатывало конструкторское бюро Северной судостроительной верфи. Главный конструктор - Н. А. Лебедев, представитель наблюдения от ВМФ - А. Э. Цукшвердт. Первый корабль проекта - эсминец <Сторожевой> - был заложен на этой верфи в августе 1936 г., спущен на воду в октябре 1938 г. и сдан флоту в октябре 1940 г. Кроме Северной судостроительной верфи эсминцы пр. 7У строили на судостроительных заводах в городе Николаеве. По пр. 7У построено 18 кораблей. Эшелонное расположение главной энергетической установки - основное нововведение на корабле пр. 7У. Как показал опыт Великой Отечественной войны, такое расположение обеспечило повышение живучести механической установки, а, следовательно, и корабля в целом. При получении боевых повреждений эсминцы с эшелонным расположением машинно-котельной установки имели большую возможность для движения и маневра, они лучше противостояли ударам противника и меньше гибли. Анализ опубликованных данных о боевых повреждениях эсминцев показывает, что из числа эсминцев пр. 7У, получивших боевые повреждения в ходе минувшей войны, погибло 50 %, а кораблей пр. 7 с линейным расположением машинно-котельной установки, подвергшихся боевым повреждениям, погибло 73 %.
Главная энергетическая установка - паратурбинная двухзальная, состояла из четырех главных котлов (вместо трех котлов на эсминцах пр. 7) паропроиз-водительностью по 80 т/ч каждый и двух главных турбозубчатых агрегатов пр. 7, с доведением их мощности до 27 000 л. с. за счет увеличения размеров проточных частей. Эшелонирование машинно-котельных отделений было осуществлено следующим образом: 1-й эшелон-котлы № 1, № 2 и турбо-зубчатый агрегат № 1; 2-й эшелон - котлы № 3, № 4 и турбозубчатый агрегат № 2. Пост энергетики и живучести был расположен в надстройке на верхней палубе, что следует отнести к недостаткам проекта.
На корабле установлены два турбогенератора мощностью по 100 кВт и два дизель-генератора мощностью по 48 кВт постоянного тока напряжением 110 В. Суммарная мощность генераторов почти на 100 кВт превышала мощность генераторов, установленных на эсминце пр. 7.
Изменения в расположении главной энергетической установки выявили необходимость во второй дымовой трубе, что изменило внешний вид корабля и потребовало иного размещения оружия на палубе. Было усилено зенитное вооружение за счет установки третьего 45-мм полуавтомата. Водоизмещение корабля возросло на 200 т.
В остальном корабли пр. 7У не имели существенных отличий от кораблей пр. 7, сохранив главные размерения корпуса и боевые свойства своего предшественника. Была сохранена и полная скорость корабля. По пр. 7 и 7У до войны было построено 30 эскадренных миноносцев. По своему замыслу, конструктивному решению и производственному исполнению эсминцы пр. 7 и 7У были вполне современными кораблями.
Вместе с тем в ходе эксплуатации кораблей пр. 7 и 7У в мирное время и боевого использования в условиях войны выявились отдельные серьезные недостатки. В основном они касались мореходности и прочности. Мореходность эсминцев была недостаточной вследствие неудачно выбранных обводов корпусов. При плавании в штормовом море происходило сильное забрызгивание, а с увеличением скорости - заливание носовой оконечности кораблей и забрызгивание надстроек. Неудовлетворительной была и прочность кораблей. Общая продольная прочность для плавания при сильном волнении оказалась недостаточной из-за неправильной конструкции корпуса в части распределения главных продольных связей. Недостаточная местная прочность корпусов кораблей при плавании в штормовых и ледовых условиях приводила к остаточным деформациям настилов и набора палуб, наружной обшивки бортов и днища. Поэтому уже в ходе войны был осуществлен ряд мер по подкреплению корпусов.
В проекте были допущены и некоторые конструктивные недостатки, связанные с непотопляемостью корабля. К ним, в частности, относят недостаточную прочность главных водонепроницаемых переборок и платформ, крышек люков, горловин и водонепроницаемых дверей. Неудачной оказалась система вентиляции топливных цистерн, способствовавшая увеличению крена поврежденного корабля.
Сопоставление конструктивных недостатков эскадренных миноносцев пр. 7 и 7У и лидеров пр. 1 и 38 показывает, что они имели одну и ту же основу и касались главным образом вопросов мореходности и прочности. При оценке конструкторских и инженерных решений кораблей указанных проектов, а также при выявлении причин, породивших отдельные их недостатки, необходимо учитывать, что использовались корабли в боевых условиях не только на закрытых театрах - Балтийском и Черноморском, но и на севере - в Баренцевом море с выходом в Атлантику. Опыта океанского плавания кораблей подобного класса до создания первых советских лидеров и эскадренных миноносцев у нас практически не было. Главной причиной отдельных конструкторских просчетов было отсутствие достаточного опыта проектирования и строительства кораблей этого класса. Избежать ошибок при их создании не удалось. Необходимо также иметь в виду, что эти корабли проектировались до принятия программы строительства океанского флота и ориентировались для действий в закрытых морях и прибрежных зонах на севере и востоке. Этим определялся и подход к оценке их мореходных качеств, прочности, боевой устойчивости, дальности плавания, автономности и другим характеристикам. Тем не менее были построены корабли на уровне возможностей науки, техники и производства того времени. Кораблестроители извлекали из всего этого уроки на будущее, учились на собственных ошибках, набирались опыта и от поколения к поколению добивались все более лучших проектно-конструкторских и инженерных решений.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz