В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Эскадренные миноносцы пр.7 "Гневный"

В числе надводных кораблей наиболее универсальным по выполняемым задачам был класс эскадренных миноносцев, оснащенных достаточно мощным артиллерийским и минно-торпедным вооружением. Поэтому вслед за проектированием и развертыванием строительства торпедных катеров, подводных лодок, сторожевых кораблей и лидеров типа <Ленинград> (см. гл. 3), началась разработка проектов эскадренных миноносцев и их серийное строительство.
До этого наш миноносный флот представляли эсминцы типа <Новик>, головной из которых, как известно, был построен еще в 1912 г. на Путиловской верфи, а его последующие модификации строили до 1917 г. несколько заводов.
Первым эсминцем новой постройки явился эсминец пр. 7. Тактико-техническое задание на его разработку было утверждено 10 июля 1932 г., а технический проект корабля разработан в 1934 г. Главным конструктором эсминца был В. А. Никитин, представителем наблюдения от ВМФ - А. Э. Цукшвердт. Закладка головного корабля пр. 7 - эсминца <Гневный> состоялась 27 ноября 1935 г. на Северной судостроительной верфи в Ленинграде. Корабль сдан в состав ВМФ 30 октября 1938 г. Эсминцы пр. 7 строили большой серией также на судостроительных заводах в городе Николаеве и на Дальнем Востоке в Комсомольске-на-Амуре. Всего построено 28 кораблей пр. 7.
При создании кораблей пр. 7 исходили из того, чтобы в пределах водоизмещения, обычного для эсминцев, придать им такие боевые и технические свойства, которые давали бы возможность в условиях определенных морских театров успешно выполнять присущие кораблям этого класса задачи. В целом этот замысел удалось осуществить. Эсминцы пр. 7, имея нормальное водоизмещение около 1700 т, располагали сильным вооружением. Они имели артиллерию главного калибра в составе четырех щитовых одноствольных артустановок 130-мм калибра, размещенных в носу и корме, причем второе и третье орудия возвышались над концевыми. Для защиты орудийной прислуги нижерасположенных артустановок от ударной воздушной волны были сооружены специальные <козырьки>. Торпедное вооружение было представлено двумя 3-трубными аппаратами 533-мм калибра. На эсминце имелись два бомбомета и два бомбосбрасыва-теля. Корабль мог принимать мины, для чего на верхней палубе устанавливали минные пути. Эсминец был укомплектован дымовой аппаратурой и дымовыми шашками. Для предохранения корабля от подрыва на якорных минах на нем устанавливали два параван-охранителя. Зенитные средства были представлены зенитной артиллерией дальнего боя в составе двух 76-мм орудий, расположенных на средней надстройке, артиллерией ближнего боя, состоящей из двух 45-мм полуавтоматов и двух 12,7-мм пулеметов. Как выяснилось в дальнейшем, в ходе Великой Отечественной войны зенитных средств на корабле оказалось недостаточно и их пришлось устанавливать дополнительно (см. гл. 5).
В процессе проектирования при выборе главных элементов корабля, разработки теоретического чертежа и чертежей общего расположения особое внимание уделялось обеспечению высоких ходовых качеств. В результате была достигнута высокая скорость полного хода - 38,3 уз и хорошие маневренные качества. Дальность плавания экономическим ходом (19,6 уз) составила 2900 миль, автономность плавания - 10 сут. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых двух смежных отсеков.
Обладая такими боевыми возможностями, эсминцы пр. 7 могли использовать для нанесения ударов по боевым кораблям и судам противника, боевого и походного охранения соединений кораблей от подводных лодок, эсминцев и торпедных катеров, для несения дозорной, разведывательной службы, постановки минных заграждений, участия в десантных операциях и действиях против берега посредством огневой поддержки приморских частей армии.
Главная энергетическая установка эсминца - паротурбинная, двухвальная, состояла из трех главных котлов: двух - паропроизводительностью по 90 т/ч и одного - паропроизводительностью 74 т/ч. Она включала два главных турбо-зубчатых агрегата мощностью по 24 000 л. с. каждый. Расположение машинно-котельной установки было принято линейное: в носовых трех смежных отсеках находилось по одному главному котлу и в двух следующих отсеках - по одному турбозубчатому агрегату. Между турбинными отделениями был отсек вспомогательного котла. Параметры перегретого пара за пароперегревателем: давление 26-27 кгс/см2, температура 350 °С.
На эсминцах пр. 7 был принят постоянный ток напряжением 110 В. В качестве источников электроэнергии применены три турбогенератора по 50 кВт (два в носовом машинном отделении и один - в кормовом) и два дизель-генератора по 30 кВт (в кормовом машинном отделении).
Эсминцы пр. 7 были кораблями полубачного архитектурного типа. Полубак простирался примерно на 1/3 длины корабля. В кормовой части полубака разместили двухъярусную надстройку, сверху которой находились ходовая рубка и ходовой мостик. Корабль имел две мачты и одну дымовую трубу.
Для корпуса эсминца этого проекта впервые была применена маломарганцовистая сталь, сварка которой в то время была еще не вполне освоена, поэтому корпус корабля был клепаным. Однако переборки, палуба, платформы, набор корпуса были сварной конструкции.
Как было сказано, на эскадренном миноносце пр. 7 была расположена линейно машинно-котельная установка. Такое расположение являлось традиционным для эскадренных миноносцев дореволюционной постройки. Оно способствовало некоторому уменьшению размерений корабля, упрощало технологию постройки и несколько облегчало решение вопросов общего расположения механизмов, систем и устройств. Однако исследования в области живучести энергетической установки говорили о возможности ее повышения разбивкой машинно-котельной установки на несколько автономных эшелонов, могущих работать независимо друг от друга. Этот принцип был уже реализован на кораблях советской постройки - сторожевых кораблях пр. 2, 4 и 39 и лидерах пр. 1 и 38. Решили к. нему вернуться и при постройке эскадренных миноносцев. Практически это выразилось в переработке пр. 7 с присвоением ему индекса 7У. Серийная постройка эсминцев с эшелонным расположением машинно-котельной установки была начата одновременно с достройкой ранее заложенных кораблей пр. 7.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz