В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Крейсерско-эскадренные подводные лодки

Крейсерско-эскадренная подводная лодка XIV серии (КЭ) -самая большая подводная лодка, спроектированная и построенная накануне Великой Отечественной войны. Надводное водоизмещение ее составляло 1487 т. Она несла на борту мощное торпедное вооружение (шесть носовых и четыре кормовых торпедных аппаратов с общим запасом 24 торпеды), четыре артиллерийские установки (две 100-мм калибра и две 45-мм калибра). Кроме торпедного и артиллерийского вооружения она способна была принимать в минно-балластную цистерну до 20 гальваноударных мин. Дальность ее плавания составляла 16500 миль, автономность 50 сут, надводная скорость 22 уз и подводная - 10,3. уз. Подводная лодка отличалась хорошими мореходными качествами.
По совокупности тактико-технических элементов и своеобразию принятых конструкторских решений, придающих подводной лодке XIV серии высокие боевые качества, она явилась лучшим достижением советского подводного кораблестроения накануне войны и стояла в ряду передовых образцов мирового кораблестроения своего времени.
Подводная лодка XIV серии предназначалась для ведения боевых действий на коммуникациях противника в удаленных от баз морских и океанских районах.
Эскизный проект подводной лодки XIV серии разрабатывали в Научно-исследовательском институте военного кораблестроения в 1934 г. под руководством начальника секции проектирования подводных лодок М. А. Рудницкого. Он же являлся главным конструктором технического проекта, а также строителем головной подводной лодки этой серии.
Подводная лодка XIV серии была двухкорпусной. Наибольший диаметр прочного корпуса в районе дизельного отсека составлял 5,3 м. Подводная лодка имела семь отсеков. Переборки между IV и V, VI и VII отсеками были рассчитаны на давление 2 кгс/см2, остальные - на 10 кгс/см2, т. е. на предельную глубину погружения подводной лодки. Лодка имела 14 цистерн главного балласта, назначение их следующее: ЦГБ № 5 и 6 представляли среднюю группу; ЦГБ № 3, 4, 7, 8, 9 были рассчитаны для хранения топлива; ЦГБ № 14 - минно-балластная цистерна, расположенная внутри прочного корпуса; ЦГБ № 2, 12, 13 были оборудованы шпигатами вместо кингстонов.
На этой подводной лодке впервые в отечественном кораблестроении была обеспечена надводная непотопляемость при наличии топлива в балластных цистернах. Непотопляемость обеспечивалась при приеме топлива в ЦГБ № 3, 4, 8 и 9.
Своеобразное конструктурское решение было принято относительно цистерны для хранения мин. Она была размещена под центральным постом, придавая большую остойчивость подводной лодке в подводном положении. Постановку мин осуществляли через специальные люки. Устройство для сбрасывания мин, принятое для ПЛ XIV серии, было испытано в натурных условиях на подводной лодке <Форель> типа <Барс>. Для получения большой надводной скорости требовались новые, значительно более мощные дизели, чем применявшиеся до тех пор на отечественных подводных лодках. Такие дизели были созданы заводом <Русский дизель> в Ленинграде. Главные дизели 9 ДКР завода <Русский дизель> были двухтактные, реверсивные, бескомпрессорные, имели мощность 4200 л. с. при 400 об/мин. Гребные электродвигатели типа МГ-11 имели мощность 1200 л. с. при 235 об/мин. Аккумуляторная батарея типа <С> содержала две группы батарей по 120 элементов в каждой. Одна группа размещалась в аккумуляторной яме второго, а вторая - четвертого отсеков. Вентиляция была общеямовой и индивидуальной для каждого элемента.
Впервые в отечественном кораблестроении на ПЛ XIV серии был установлен дизель-генератор мощностью 540 кВт для обеспечения экономического надводного хода, зарядки аккумуляторных батарей на режимы II и III ступени и для подачи тока на главные станции для электродвижения при совместной работе на гребные валы главных электродвигателей и главных дизелей для получения максимально возможного надводного хода. Использование дизель-генератора для зарядки аккумуляторной батареи и экономического надводного хода позволяло сохранить ресурс главных дизелей и расширяло маневренность энергетической установки.
На подводной лодке XIV серии впервые была применена рефрижераторная фреоновая установка для охлаждения провизионных цистерн.
Носовые горизонтальные рули были складывающимися. Сложенные, гори-зонтальн-ые рули находились вдоль борта надстройки.
Прочный корпус подводной лодки XIV серии был клепаный. Но легкий корпус, надстройка, все фундаменты выполнены сварными.
Планом предусматривалось 12 подводных лодок XIV серии, построено было 11. Их строили на Ленинградских заводах. На строительство каждой лодкщ сданной флоту накануне войны (сдано шесть), уходило 3-4 года. Пять подводных лодок XIV серии достраивали и сдавали флоту во время войны. Все лодки приняли участие в войне и подтвердили высокие боевые качества, заложенные при их проектировании и постройке. На их счету много смелых и успешных операций. Подводная лодка К-21 под командованием Героя Советского Союза Н. А. Лунина в июле 1942 г. атаковала немецкий линкор <Тир-пиц>, выпустив по нему четыре торпеды. Подводные лодки К-21 и К-52 стали Краснознаменными, а К-22 - гвардейской.
Суммируя опыт предвоенного подводного кораблестроения, следует прежде всего отметить высокие темпы строительства подводных лодок. Если в годы первой пятилетки было построено шесть подводных лодок, то за вторую пятилетку 137 и за три с половиной года третьей пятилетки (1938-22 июня 1941 г.)-63. А всего в предвоенные годы флот получил 206 подводных лодок. Основные тактико-технические элементы подводных лодок приведены в табл. 6.
Строившиеся в предвоенные годы подводные лодки находились в состоянии непрерывного технического совершенствования, а именно:
- наращивались ударные возможности подводных лодок за счет числа торпед, а также числа артиллерийских орудий и их калибра. На больших подводных лодках число торпед возросло с 14 до 24, число орудий калибров 100 мм и 45 мм удвоилось при значительном увеличении боезапаса к ним. На средних лодках количество торпед возросло с 10 до 12, артиллерийских орудий калибра 45 мм - удвоилось, подводные лодки стали вооружаться артиллерийскими установками калибра 100 мм. На малых подводных лодках число торпедных аппаратов и торпед удвоилось; ,
- увеличивались скорости надводного и подводного ходов и дальности плавания надводным ходом. На больших подводных лодках скорости надводного хода возросли с 14,7 до 22 уз, подводного-с 8,7 до 10 уз, а дальности плавания надводным ходом - с 11 450 до 15000 миль. На средних подводных лодках скорости надводного хода увеличились с 11,8 до 19,5 уз, подводного - с 8,0 до 9,0 уз и дальности плавания надводным ходом - с 5200 до 8200 миль. На малых подводных лодках скорости надводного хода возросли с 13,2 до 15,3 уз и дальности плавания надводными ходами с 1065 до 3000 миль;
- предельные глубины погружения подводных лодок достигли 100 м, время погружения подводных лодок из крейсерского положения под перископ сократилось;
- увеличивались мощности дизелей и электродвигателей. На больших подводных лодках мощности дизелей возросли с 1100 до 4200 л. с., гребных электродвигателей-с 500 до 1200 л. с. На средних подводных лодках мощности дизелей составили соответственно 685 и 2000 л. с., на малых подводных лодках - 685 и 800 л. с.
Совершенствовались и другие тактико-технические элементы подводных лодок всех классов (автономность, дальность двухсторонней радиосвязи и т. д.), улучшилась их техническая оснащенность.
Однако при всем этом в подводном кораблестроении не удалось избежать недостатков. Перед войной подводные лодки не удалось оснастить приборами беспузырной стрельбы, звукоподводной связи, радиопеленгаторами, средствами радиолокации, стабилизаторами глубины, решить проблему размагничивания подводных лодок. Только в ходе войны на вооружении подводных лодок появились самонаводящиеся торпеды с неконтактными взрывателями.
В целом же усилиями ученых, конструкторов, напряженным трудом рабочих и моряков-подводников был создан сильный подводный флот, в количественном отношении превосходивший флоты других государств. Подводные лодки нашей постройки не уступали лучшим образцам иностранных подводных лодок. Великая Отечественная война подтвердила их высокие боевые качества. Подводные лодки вели успешные боевые действия как у побережья противника, так и в открытом море, на их счету 322 потопленных транспортных судна тоннажом 938 тыс. per. т, 87 боевых кораблей и вспомогательных судов. За успешные боевые действия 40 подводных лодок были удостоены высоких государственных наград и отличий: четыре подводные лодки стали гвардейскими Краснознаменными, 12 - гвардейскими и 24 - Краснознаменными.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz