В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Подводные лодки типа "С"

Построенные в 1930-1936 гг. первые серии подводных лодок создавали преимущественно на основе отечественного дореволюционного опыта и опыта первой мировой войны. При этом использовали и новые технические возможности, открывшиеся в подводном кораблестроении. Однако в более широком плане воспользоваться послевоенными достижениями в строительстве подводных лодок, в том числе и зарубежными, в тот период не удалось. Между тем знание особенностей проектирования, научно-технического уровня и технологии постройки кораблей за границей могло способствовать ускорению прогресса советского подводного кораблестроения. Поэтому создание новой средней подводной лодки IX и .IX бис серии осуществлялось с привлечением иностранного опыта.
Одна из возможностей использования иностранного опыта в области военного кораблестроения открылась в начале 30-х годов. В Советском Союзе было известно, что в обход военных статей Версальского договора, запрещавших строительство подводных лодок в Германии, немецкая фирма <Дешимаг> открыла в Голландии проектно-конструкторское бюро, занимавшееся проектированием подводных лодок для продажи их другим странам. В 1930 г. в Испании по проекту фирмы <Дешимаг> была построена средняя подводная лодка Е-1, предназначенная для продажи. Для изучения этой лодки и переговоров с фирмой за границу были командированы наши специалисты. По согласованной программе они приняли участие в Картахене в испытаниях подводной лодки Е-1, изучили документацию и пришли к заключению, что на основе проекта ПЛ Е-1 по нашему тактико-техническому заданию может быть создан вариант средней подводной лодки, которая будет превосходить средние подводные лодки типа <Щ> по торпедному и артиллерийскому вооружению, надводной и подводной скорости, дальности плавания и глубине погружения, но при этом водоизмещение ее будет примерно на 250 т больше, чем водоизмещение средних подводных лодок типа <Щ>. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что представлялась возможность заказать зарубежным фирмам ряд лодочных механизмов и устройств: дизели, аккумуляторные батареи, главную ходовую электростанцию, электрокомпрессоры и баллоны воздуха высокого давления, водяные и масляные электронасосы, эхолоты, радио-и другое оборудование.
С фирмой <Дешимаг> был заключен договор, в котором предусматривалось представление советской стороне всех чертежей и материалов проекта подводной лодки Е-1, разработка проекта средней подводной лодки по нашему тактико-техническому заданию и содействие в размещении советских заказов на механизмы, оборудование и системы подводной лодки на предприятиях немецких и других зарубежных фирм. В течение 1933 г. фирмой <Дешимаг> был разработан проект подводной лодки Е-2. В январе 1934 г. технический проект ПЛ Е-2 был одобрен командованием Морских Сил и наркомом тяжелой промышленности (у нас он стал называться проектом подводной лодки типа <С> IX серии). По условиям договора рабочие чертежи должны были изготовить наши специалисты под наблюдением представителей фирмы <Дешимаг>. Рабочий проект ПЛ IX серии разрабатывало специальное конструкторское бюро (СКБ), во главе которого стоял С. Г. Турков. Корпусный сектор возглавлял В. Н. Перегудов, электромеханический - В. Ф. Критский, военнослужащие ВМФ. Рабочий проект был закончен в начале 1935 г. По рабочим чертежам на Балтийском заводе было заложено три подводные лодки: С-1 - 25 декабря 1934 г., С-2 - 31 декабря 1934 г. и С-3 - 25 апреля 1935 г. С началом швартовных испытаний подводных лодок от услуг немецкой фирмы отказались. Все дальнейшие работы вели только советские специалисты.
Подводные лодки С-1 и С-2 были сданы флоту 11 сентября 1936 г. Результаты государственных испытаний этих лодок были подвергнуты всестороннему обстоятельному анализу НИИВК совместно с ЦКБС-2 в целях сравнения их с подводными лодками других серий и выявления целесообразности внедрения на последующих проектах ряда технических решений, впервые реализованных на лодках IX серии. В целом создание подводных лодок IX серии для отечественного кораблестроения имело положительное значение. Оно дало возможность глубокого изучения зарубежного опыта проектирования и постройки подводных лодок, образцов корабельного оборудования, систем и механизмов, лучшие из которых затем были освоены нашей промышленностью и применены на других отечественных подводных лодках. Все это содействовало успешному движению вперед подводного кораблестроения в Советском Союзе.
Подводная лодка IX серии, основные тактико-технические характеристики которой приведены в табл. 6, являлась вполне современной подводной лодкой. Для своего класса она имела достаточно мощное торпедное (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата с общим запасом 12 торпед) и артиллерийское (одно 100-мм и одно 45-мм орудие) вооружение, большую дальность плавания (10000 миль), хорошие скорости надводного (20 уз) и подводного (9 уз) хода и значительную по тому времени предельную глубину погружения (100 м).
Архитектура ПЛ двухкорпусная. Прочный корпус лодки состоял из семи отсеков. Впервые на лодке были созданы три отсека-убежища со сферическими переборками, рассчитанными на предельную глубину погружения. Цистерны главного балласта (ЦГБ) представлены тремя группами: кормовой, средней и носовой. Кингстоны цистерн главного балласта и клапаны вентиляции были оборудоованы пневматическими машинками. На вентиляционных трубах цистерн главного балласта установлены аварийные захлопки. Осушение ЦГБ производилось продуванием отработанными газами дизелей или сжатым воздухом системы аварийного продувания. Цистерны <быстрого погружения> и <уравнительная> цистерна были размещены вне прочного корпуса, а диффе-рентные цистерны внутри прочного корпуса.
Система вдувной и вытяжной вентиляции обеспечивала вентиляцию аккумуляторных батарей и перемешивание воздуха в отсеках лодки в подводном положении. Обслуживалась общесудовая вентиляция всего двумя вентиляторами.
Перископы подводной лодки имели большую полезную высоту (более 8 м), позволявшую при плавании в перископном положении находиться на большей глубине, тем самым обеспечивая лучшую скрытность от визуального наблюдения и защищенность лодки от таранных ударов.
Механизмы, судовые системы и устройства на подводной лодке были размещены компактно, что позволило избежать излишней затесненности отсеков и обеспечить в целом удовлетворительные условия для их обслуживания.
Подводных лодок IX серии, оснащенных импортными механизмами и оборудованием, было построено" всего три, В ходе строительства и испытаний первых двух выявились недостатки: недобор 0,5 уз наибольшей скорости надводного хода по сравнению со спецификационной, частый задир поршней дизелей, вибрация перископов на полном ходу и др. Стало очевидным также, что строить большую серию лодок по этому проекту нельзя, так как невозможно рассчитывать на гарантированную и своевременную поставку заграничного комплектующего оборудования. На подводную лодку IX серии С-3 дизели фирмы <МАН> и другое оборудование было получено с запозданием почти на два года.
Было решено силами наших специалистов проект подводной лодки IX серии переработать, устранить вскрывшиеся недостатки и, главным образом, заменить иностранное оборудование на отечественное.
Так появился новый проект подводной лодки IX бис серии. Наибольшим изменениям в новом проекте подверглась дизельная энергетическая установка. Для нового проекта Коломенский завод под руководством Н. М. Урванцева разработал четырехтактный восьмицилиндровый нереверсивный дизель марки Д-2 с газотурбинным наддувом. Мощность дизеля составляла 2000 л. с. при 470 об/мин. Установка нового дизеля повлекла за собой необходимость увеличения диаметра выхлопных труб с 360 до 420 мм и переделки топливной, масляной, водяной и воздушной систем дизеля. В связи с установкой на лодке оборудования отечественного производства был переделан и ряд других судовых систем и устройств. Важно подчеркнуть, что изменения, внесенные в проект новой подводной лодки серии IX бис, были настолько удачными, что все основные тактико-технические элементы корабля практически остались прежними.
Подводных лодок IX бис серии было построено всего 38, из них 14 - на-кануне Великой Отечественной войны, lb-во время войны и 8 - в послевоенный период. Строили подводные лодки на пяти заводах. Головная подводная лодка IX бис серии С-4 была заложена на Балтийском заводе 3 января 1936 г. и сдана флоту 30 октября 1939 г. Часть подводных лодок IX бис серии строили для Тихоокеанского флота, куда их доставляли в разобранном виде отдельными секциями на транспортерах, собирали и достраивали на Даль-заводе.
Во время войны подводные лодки IX бис серии показали высокие боевые качества. Так, например, во время войны подводная лодка С-56 Тихоокеанского флота пересекла Тихий океан, прошла Панамским каналом и, преодолев Атлантику, прибыла на Северный флот, где приняла участие в боевых действиях. Она потопила три транспортных судна и три боевых корабля. После войны Северным морским путем ПЛ С-56 вернулась на Тихий океан. Шесть подводных лодок IX серии были награждены орденами Красного Знамени, двум присвоено звание гвардейской, а командирам подводных лодок типа <С> - Б. А. Алексееву, И. Ф. Кучеренко, С. П. Лисину, Г. И. Щедрину присвоены звания Героев Советского Союза.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz