В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Малые подводные лодки

Малые подводные лодки VI и VI-бис серий.
В начале 1932 г. по инициативе конструктора А. Н. Асафова в Научно-техническом комитете управления Военно-Морских Сил был разработан эскизный проект малой подводной лодки (VI серии), а к середине марта был уже готов осуществленный под руководством А. Н. Асафова, как это было принято тогда называть, общий проект, 20 марта 1932 г. после внесения ряда изменений проект был утвержден Реввоенсоветом СССР. Создание малой подводной лодки, вопреки мнениям некоторых специалистов о незначительной тактической ценности корабля этого проекта, было вполне целесообразным. Малые подводные лодки могли успешно вести боевые действия в узкостях, шхерах, у баз противника и на его прибрежных коммуникациях. Построенные большими сериями, они могли внести заметный вклад в общий боевой потенциал Военно-Морского Флота.
Корабли этой серии - недорогостоящие, построить их можно было сравнительно быстро. Размеры подводных лодок позволяли транспортировать их на железнодорожных транспортерах в собранном виде, что открывало возможность маневрирования по внутренним путям между разобщенными морскими театрами. Наконец, впервые в мировой практике строительства подводных лодок предполагалось сделать корпус подводной лодки цельносварным. Совокупность этих соображений и предопределила принятие и практическую реализацию разработанного проекта подводной лодки VI серии - первой малой подводной лодки советской постройки, которой суждено было стать родоначальницей нескольких серий подобных кораблей.
Тактико-технические характеристики подводной лодки VI серии приведены далее в табл. 6. Ее водоизмещение составляло 160,5 т, вооружение - два носовых 533-мм торпедных аппарата и одно орудие 45-мм калибра. Запасных торпед на борту не имелось. Поэтому после первой атаки с выпуском двух торпед залпом лодка должна была возвращаться в базу для пополнения запасов оружия. Дальность плавания экономической надводной скоростью - 690 миль, экономической подводной скоростью - 48 миль, автономность - 10 суток. /
Корпус лодки за исключением прочной рубки и ее ограждения цельносварной, выполнен из стали повышенной прочности марки Ст. 5. ПрДчная рубка сделана из маломагнитной стали, а ограждение рубки и мостик - из дюралюминия. Три легкие переборки, рассчитанные на давление 1 кгс/см2, образуют четыре отсека ПЛ.
Архитектура подводной лодки однокорпусная. Главный балласт размещен в двух концевых цистернах вне прочного корпуса и одной бортовой цистерны внутри прочного корпуса. На корабле были палубные цистерны и цистерна плавучести в носовой оконечности для снижения степени зарываемости при движении подводной лодки в надводном положении. Для спуска воды из цистерн главного балласта или из отсеков использовали коробчатый киль лодки, из которого воду затем откачивали за борт.
Подводная лодка имела одновальную энергетическую установку, охлаждение дизеля обеспечивалось автономным циркуляционным насосом. Аккумуляторная батарея размещалась в центральном посту. Вентиляция аккумуляторной батареи - автономная, на подводной лодке использовали приборы для дожигания водорода.
Торпеды грузили <мокрым> способом: их втягивали в торпедные аппараты посредством трюмной помпы при открытой передней и закрытой задней крышках. Вертикальными и горизонтальными рулями управляли из центрального поста электроприводом или вручную. Время погружения подводной лодки из крейсерского положения при заранее открытых кингстонах цистерн главного балласта без хода составляло 2 мин, а осушения цистерн главного балласта - около 11 мин.
Подводные лодки VI серии строил завод в Николаеве. При разработке рабочих чертежей ПЛ VI серии завод впервые в практике отечественного кораблестроения широко применил натурное макетирование отсеков, с помощью которого проверяли рациональность размещения корабельного оборудования и удобство его обслуживания.
Особо следует остановиться на главной технической проблеме при строительстве подводных лодок VI серии, имевшей большое значение для развития технологии судостроения. Впервые в отечественной и мировой практике были изготовлены цельносварные корпуса подводных лодок. Сварные конструкции создавали заводские конструкторы и специалисты-сварщики на основе серии экспериментальных работ на специально изготовленном для этой цели цельносварном натурном отсеке корпуса подводной лодки. Разработанные сварные конструкции и узлы испытывали в док-камере внутренним и наружным давлением, а также на циклические нагрузки с количеством испытаний 250 при изменении наружного давления от 0 до 3 кгс/см2, а затем до предела прочности металла корпуса лодки.
Этими исследованиями было положено начало широкому применению сварки в отечественном кораблестроении. Ее внедрение оказало революционизирующее влияние на развитие судостроительной промышленности. Сварка намного упрощала технологию корпусных работ, сокращала операции по обработке металла и соединению конструкций между собой, надежно обеспечивала герметизацию и прочностные характеристики корпуса, открывала широкие возможности для автоматизации сварных работ и резко поднимала производительность труда. Широкое внедрение сварки в отечественном военном кораблестроении началось именно с подводных лодок VI серии. И надо отдать должное коллективу Николаевского завода, автору проекта Н. А. Асафову, проявившим исключительную настойчивость в постройке цельносварной подводной лодки. Нельзя не отметить и большую ценность научно-практических рекомендаций профессоров П. Ф. Папковича, Ю. А. Шиманского, работавших в НИИВК, В. П. Вологдина - видного ученого и крупного специалиста в области электросварки.
Всего было построено на заводах Николаева 30 подводных лодок VI серии. Первая лодка была сдана флоту 26 апреля 1934 г., а последняя - в июне 1935 г., 28 подводных лодок вошли в^состав Тихоокеанского флота. На Дальний Восток лодки перевозили по железной дороге на специальных транспортерах.
Еще до завершения строительства всех подводных лодок VI серии проект начали корректировать для устранения недостатков, вскрывавшихся по мере приемки флотом построенных кораблей. В малых подводных лодках VI бис серии за счет улучшения обводов кормовой оконечности, добавления цистерн быстрого погружения, нового гребного винта, усовершенствования систем управления вертикальными и горизонтальными рулями, изменения конструкции клапана вентиляции цистерны торпедной стрельбы и других конструктивных мероприятий удалось практически в пределах размерений лодки VI серии существенно улучшить некоторые тактико-технические элементы. Сократилось со 120 до 80 с время погружения ПЛ из крейсерского положения в подводное (под перископ), наибольшая надводная скорость возросла на 2,1 уз, а подводная - на 0,8 уз, увеличилась на 375 миль дальность плавания экономическим надводным ходом (10 уз) и на 7 миль-экономическим подводным ходом (2,5 уз). Улучшилась также и обитаемость подводной лодки.
Подводных лодок VI бис было 20. их строили 20 месяцев - с февраля 1934 г. по октябрь 1936 г.
Подводные лодки VI и VI бис серий сыграли значительную роль в получении опыта проектирования, постройки и эксплуатации одновальных подводных лодок небольшого водоизмещения и в переходе к проектированию и постройке более совершенных малых подводных лодок XII и XV серий.
Малая подводная лодка XII серии.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские проработки, выполненные с учетом проектирования, постройки и особенно эксплуатации подводных лодок VI и VI бис серий, привели к заключению, что за счет небольшого увеличения основных размерений и водоизмещения ПЛ VI серии можно создать малую подводную лодку с более высокими тактико-техническими характеристиками. Несколько вариантов эскизного проекта такого корабля было предложено Научно-исследовательским институтом военного кораблестроения (конструктор - офицер П. Н. Сердюк) . Один из вариантов послужил основой для разработки общего проекта и рабочих чертежей подводной лодки XII серии, явившейся дальнейшим развитием подводных лодок VI серии. Подводная лодка была одновальной, однокорпусной (корпус-цельносварной), имела шесть отсеков и водоизмещение, на 45-50 т больше, чем у своих предшественниц. Мощность главного двигателя 38КВ на ПЛ XII серии была доведена до 800 л. с., мощность главного электродвигателя ПГ12 и емкость аккумуляторных батарей увеличены вдвое по сравнению с ПЛ VI и VI бис сериями. Вынесенный в рубку перископ допускал наблюдение за поверхностью моря как из рубки, так и из центрального поста. Увеличивалась глубина погружения под перископом. Число спальных мест на корабле было доведено до 14, усилены средства вентиляции. За счет этих и других конструктивных мер на подводной лодке XII серии удалось добиться более высоких боевых качеств по сравнению с так называемыми <Малютками> прежних проектов. В числе главных изменений следует выделить:
сокращение времени погружения в подводное положение при заранее открытых кингстонах и заполненной цистерне быстрого погружения с 80 до 47 с,
сокращение времени продувания цистерн главного балласта в перископном положении до 3 минут, увеличение скорости надводного и подводного хода, а также дальности плавания с 1065 до 3380 миль, возросшее заглубление лодки в перископном положении и надежность эксплуатации судовых систем, улучшение обитаемости.
Подводных лодок XII серии было построено 46, из них 14 на заводе в Ленин-граде (сданы флоту в период с декабря 1937 г. по декабрь 1940 г.) и 32 на заводе <Красное Сормово> (15 подводных лодок было сдано до начала войны, а остальные 17 строили и сдавали флоту во время войны). Взамен сложных и недостаточно надежных испытаний наружным давлением в док-камере, которым подвергали корпуса подводных лодок VI, VI бис и первых ПЛ XII серии, были проведены натурные испытания подводной лодки М-91 погружением ее на глубину 70 м. Эта глубина превышала на 10 м предельную. Погружение производили на гинях спасательного судна <Коммуна>. Поскольку прочный корпус подводной лодки в ходе этого погружения успешно выдержал нагрузку, превышающую нагрузку предельной глубины погружения, от испытаний корпусов подводных лодок XII серии наружным давлением в дальнейшем отказались. Испытания прочности корпусных конструкций производили лишь внутренним давлением.
Боевые качества, вложенные в корабли этого проекта при их создании, подтвердились в ходе Великой Отечественной войны. Четыре подводные лодки XII серии за успешные боевые действия получили звание гвардейских, две награждены орденами Красного Знамени, а М-172 удостоена звания гвардейской Краснознаменной. Командирам подводных лодок XII серии М. В. Греши-лову. Я- К. Иосселиани, А. Н. Кесаеву, В. Г. Старикову, И. И. Фисановичу и М. И. Хомякову были присвоены звания Героев Советского Союза.
Малая подводная лодка XV серии.
Накануне войны малые подводные лодки усиленно совершенствовали в отношении их ударных возможностей и обеспечения надежности в эксплуатации. Такая направленность реально проявилась при создании малой подводной лодки XV серии, технический проект которой разрабатывали в ЦКБ-18 (главный конструктор Ф. Ф. Полушкин) и завершили в октябре 1939 г. В декабре 1939 г. наркомом Военно-Морского Флота и наркомом судостроительной промышленности проект был представлен на утверждение.
Водоизмещение подводной лодки XV серии составило 280 т, т. е. возросло по сравнению с подводной лодкой XII серии примерно на 72 т. При этом внутри корпуса было размещено четыре торпедных аппарата, две линии вала с двумя дизелями и гребными электродвигателями. За счет этого удалось удвоить ударный потенциал подводной лодки, повысить ее живучесть. Одновременно увеличилась дальность плавания экономическим ходом более чем на 1000 миль. Словом, был сделан существенный шаг в преодолении недостатков, свойственных малым подводным лодкам предшествующих проектов.
Архитектура ПЛ XV серии была принята полуторакорпусной с булями. Корпус состоял из шести отсеков, разделенных плоскими переборками. Переборки центрального поста выполнены прочными. Все судовые устройства и системы были сконструированы заново и вместе с механизмами размещены на лодке очень компактно. Удачное решение этой задачи было обеспечено высоким уровнем натурного макетирования. Новые дизели марки 11Д, использованные на ПЛ XV серии, являлись усовершенствованной модификацией дизеля марки 38КВ. На новых дизелях было шесть цилиндров вместо восьми, мощность их была меньше - всего 600 л. с. Однако суммарная мощность двух дизелей в полтора раза превышала мощность дизеля, установленного на ПЛ XII серии, что обеспечило увеличение скорости надводного хода на 1,1 уз. Аккумуляторная батарея МС состояла из двух групп по 60 элементов в каждой, расположенных во втором и четвертом отсеках. Новые электродвигатели типа ПГ-17 мощностью 218 л. с. были разработаны заводом <Электросила>. Подводные лодки XV серии имели компрессоры типа 1К производительностью 6 л/мин при давлении 225 кгс/см2. Запас воздуха высокого давления был увеличен до 2,15 м3.
До начала Великой Отечественной войны было заложено 15 подводных лодок XV серии в Ленинграде и на заводе <Крас-Г^ ное Сормово>. Четыре подвод-¦ ные лодки были сданы флоту \ во время войны (первая ПЛ \ сдана 20 марта 1943 г., чет-\ вертая-28 октября 1944 г.). ¦ После войны построили еще 53 ¦ подводные лодки XV серии, их ¦ строительство закончилось (лишь в 1953 г.
Созданная с учетом накопленного опыта проектирования и строительства подводных лодок в довоенное время ПЛ XV серии была высоко оценена военными моряками-подводниками. Главному конструктору Ф. Ф. Подушкину, начальнику проектного отдела ЦКБ-18 А. В. Базилевичу и сотруднику НТК ВМФ инженер-полковнику И. И. Чуфрину за создание ПЛ XV серии была присуждена Государственная премия I степени, а группе работников завода в Ленинграде, на котором было построено 56 из 57 лодок этой серии, за коренное усовершенствование технологии постройки ПЛ XV серии была присуждена Государственная премия III степени.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz