В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

В соответствии с ориентацией на создание большого морского и океанского флота в 1937 г. была разработана десятилетняя программа военного кораблестроения, которой предусматривалось построить 15 линкоров, 15 тяжелых крейсеров, 28 легких крейсеров, 20 лидеров, 144 эсминца, 96 сторожевых кораблей, 204 тральщика, 18 минных и 14 сетевых заградителей, 6 мониторов, 348 торпедных катеров, 115 охотников за подводными лодками и 386 подводных лодок*. На основе десятилетней программы разрабатывалась пятилетняя программа, которая вошла в третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Однако ни десятилетняя, ни пятилетняя программы официально не утверждались, но служили основанием для руководства судостроительной промышленности и Наркомата ВМФ при составлении ежегодных планов закладки и строительства кораблей. Эти планы согласовывались и утверждались ЦК ВКП(б) и СНК СССР.
Для обеспечения кораблестроительной программы широким фронтом было развернуто проектирование вновь создаваемых надводных кораблей и подводных лодок. Темпы выполнения проектных работ позволили уже в 1939 г. произвести закладку на стапелях и вести ускоренное строительство подавляющего большинства кораблей, предусмотренных программой 1937 г. В числе заложенных кораблей были и такие крупные, технически сложные объекты, как линейный корабль пр. 23, тяжелый крейсер пр. 69, новый тип легкого крейсера пр. 68. Однако неблагоприятные внешнеполитические условия начала второй мировой войны, усилившаяся угроза войны для нашей страны со стороны фашистской Германии помешали выполнению намеченных планов военного судостроения. К этому следует добавить и возникшие во второй половине 1940 г. трудности в строительстве крупных кораблей. Задерживались поставки броневых плит, медленно разворачивались работы по изготовлению главных турбин.
Темпы постройки кораблей снизились настолько, что стала очевидной недостижимость плановых сроков их готовности. Кроме того, существенно возросли затраты на создание линкоров и тяжелых крейсеров (стоимость одного линкора достигала 1100 млн руб.). В итоге планы военного кораблестроения подверглись корректировке - было уменьшено количество строящихся линейных кораблей и увеличены постройки легких кораблей различного назначения, а 19 октября 1940 г. Советское правительство приняло решение о прекращении закладки линейных кораблей, тяжелых крейсеров и строительства кораблей с большими сроками постройки.
Тем не менее объем продукции военного судостроения продолжал нарастать. Общий тоннаж боевых кораблей флота с начала 1939 по 1941 гг. возрос почти на 160 тыс. т**. Наращивание боевого потенциала военно-морских сил осуществлялось за счет вступления в строй новых надводных кораблей различного назначения - легких крейсеров, лидеров, эскадренных миноносцев, торпедных катеров, бронекатеров, охотников за подводными лодками, а также ускоренным строительством сильного подводного флота.
Подводные лодки строили в зависимости от тех задач, которые предстояло решать в войне. В предвоенном подводном кораблестроении для этих целей выделили три направления:
первое - большие, средние и малые торпедные подводные лодки для действий против надводных кораблей и транспортных судов на внутренних и морских коммуникациях противника;
второе - подводные лодки в качестве минных заградителей;
третье - крейсерские подводные лодки с увеличенным вдвое по сравнению со средними подводными лодками торпедным боезапасом и артиллерийским вооружением, обладающие большой автономностью и дальностью плавания; предназначены для ведения боевых действий в удаленных от своих баз морских и океанских районах.
Географическое положение Советского Союза с его разобщенными морскими театрами влияло на создание определенных классов и типов подводных лодок. Подводные лодки строили преимущественно в западных районах страны и доставляли на Тихоокеанский и Северный флоты по внутренним водным и сухопутным путям сообщения. Этим в известной мере объяснялось массовое строительство средних подводных лодок, доставлявшихся на удаленные морские театры железнодорожным путем посекционно, и подводных лодок типа <Малютка>, которые отправлялись туда на железнодорожных транспортерах в полном сборе.
В годы второй пятилетки, отмеченной особенно бурным развитием подводных сил страны, строили преимущественно малые и средние подводные лодки. В третьей пятилетке большую часть построенных подводных кораблей составляли уже средние, большие и крейсерские подводные лодки, что явилось практическим воплощением курса на строительство большого морского и океанского флота. 1

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz