В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Судостроительные материалы

Кораблестроение предвоенных лет нуждалось в расширении номенклатуры судостроительных материалов. Эта потребность обуславливалась большим разнообразием классов кораблей, находившихся в постройке, - от катеров до линкоров и подводных лодок. Нужно было найти оптимальные решения по применению г, кораблестроении различного рода металлических материалов, создать мирки материалов с определенными прочностями и другими характеристиками, разработать наиболее употребительный сортамент в виде отливок, поковок, листа и проката. В связи с большой потребностью в судостроительные металлических материалах немаловажную роль при их выборе играли и такие показатели, как стоимость, бездефицитность, свариваемость и др. йо всех необходимых направлениях были развернуты исследования, которые привели к созданию ряда марок материалов, широко употреблявшихся в практике кораблестроения. Основным из них продолжала оставаться сталь как углеродистая, так и легированная. Для первой был разработан государственный стандарт, включающий восемь марок сталей: от Ст. О до Ст. 7.
В военном кораблестроении использовали несколько марок сталей этой шкалы. Для наиболее ответственных конструкций применяли сталь марки Ст. 5 с временным сопротивлением разрыву 50-62 кгс/мм2, пределом текучести не менее 27 кгс/мм2 и относительным удлинением 19-21 %.
В широком ассортименте использовали также и легированные стали. Основными из них были:
- маломагнитная сталь с присадками никеля, хрома и др. Ее временное сопротивление - 70-75 кгс/мм2, предел текучести - 35 кгс/мм2, относительное удлинение - 18-20 %;
- никелевая сталь с временным сопротивлением 45-60 кгс/мм2;
- хромоникелевые стали с различными по величине присадками хрома и никеля и прочностными показателями. В зависимости от состава их применяли для изготовления броневых конструкций, корпусов кораблей и заклепок повышенного сопротивления, а также там, где требовалась нержавеющая сталь;
- медистая сталь с пониженной склонностью к коррозии.
В военном кораблестроении тех лет впервые нашла широкое применение и марганцовистая сталь (с пределом текучести 40 кгс/мм2), заменившая в ряде случаев дорогую никелевую. При этом внедрение этой марки стали стало возможным после серьезных исследований по изысканию путей устранения ряда ее недостатков, и, в частности, склонности к растрескиванию.
Особое значение в предвоенные годы придавалось работам, связанным со становлением и развитием отечественного броневого производства. Броня считалась высшим досч жжением предвоенной металлургии, строительство крупных кораблей - крейсеров и линкоров в большой степени зависело от бронепроизводства. Создание брони для нужд военного кораблестроения являлось одной из важнейших г^облем. Для решения этой проблемы научным коллективом организованного Р -январе 1939 г. Броневого института была разработана теория легирования и технология получения волокнистого и кристаллического излома брони, сформулированы принципы прокаливаемости броневой стали, заложены основы теории взаимодействия снаряда и брони, оценены различные системы бронирования.
В рассматриваемом периоде в кораблестроении стали применять и другие материалы. Так, для облегчения некоторых корпусных конструкций кораблей, а на торпедных катерах полностью для корпуса использовали сплавы аллюминия и магния - дюралюминий и кольчугалюминий. Из них изготовляли внутреннее оборудование - выгородки, обшивку изоляции, вентиляционные каналы, мебель, арматуру и др.
По-прежнему применяли традиционные материалы - медь, бронзу, латунь и дерево. В связи с большими потребностями в этих материалах велись исследования по изысканию металлических сплавов и пород дерева, обладающих необходимыми свойствами и в то же время более дешевых.
Было положено также начало использованию в кораблестроении пластмасс в виде карболита, бакелита, текстолита и др.; чх стали использовать не только в области электротехники, но и для вкладышей подшипников, дейдвудов, а также и для бытового оборудования. .

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz