В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Электроэнергетические системы кораблей

Развитие ЭСК этого периода шло по двум основным направлениям: обеспечение строительства дизель-электрических подводных лодок и надводных кораблей. Для строившихся подводных лодок различных проектов были приняты сходные по структуре и отличающиеся только по величине мощности ЭСК с электродвижением при подводном ходе. ЭСК имели в своем составе одну или две группы аккумуляторных батарей напряжением 90-160 В для обеспечения электроэнергией гребных электродвигателей и других потребителей при подводном ходе, два дизель-генератора напряжением 110 (115) В постоянного тока для обеспечения электроэнергией потребителей (в том числе зарядку аккумуляторных батарей) при надводном ходе, два главных распределительных устройства, размещенных в одном отсеке, и один или два гребных электродвигателя. Мощности гребных электродвигателей составляли 177- 1200 кВт. Мощности вспомогательных электромеханизмов на разных типах подводных лодок были в пределах 85-688 кВт.
Развитие ЭСК надводных кораблей берет свое начало с постройки первых советских лидеров и эскадренных миноносцев. Для этих кораблей был принят постоянный ток напряжением 110 В. В качестве источников электроэнергии применяли турбогенераторные агрегаты отечественного производства мощностью по 100 кВт - на лидерах и по 50 кВт- на эсминцах, дизель-генераторы по 50 кВт - на лидерах и по 30 кВт - на эсминцах. Турбогенераторы размещали в машинных отделениях, дизель-генераторы - в специальных помещениях и котельных отделениях. Схемы распределения электроэнергии на этих кораблях были магистрально-фидерными. По отдельным фидерам получали питание наиболее ответственные боевые потребители. Схемы распределения и генерирования электроэнергии не предусматривали возможности включения генераторов на параллельную работу. Главные распределительные щиты (ГРЩ), находящиеся в машинных отделениях, имели двойную систему шин, на которые подавалось питание от разных генераторов, а потребители электроэнергии могли посредством переключателей подключаться к любым из них. В качестве коммутационных аппаратов были приняты рубильники и переключатели <рубящего> типа, а также пакетные выключатели и переключатели. В аппаратах защиты использовались трубчатые предохранители. Большинство кабелей на этих кораблях были со свинцовой оболочкой марки СРМ. Кабели прокладывали с помощью индивидуальных сальников. Все электрические машины, распределительные устройства, кабели и аппараты были отечественного производства.
Дальнейшим развитием ЭСК надводных кораблей явилась постройка легких крейсеров пр. 26. Для ЭСК этих кораблей был принят постоянный ток более высокого напряжения - 220 В. Магистральный принцип распределения электроэнергии сохранен только для схемы освещения. Питание всех силовых потребителей осуществлялось по фидерно-групповой системе, в связи с чем возросли габариты ГРЩ. Кроме ГРЩ имелись еще генераторные щиты, расположенные в одних помещениях с генераторами. В состав ЭСК этих кораблей входили четыре турбогенератора по 165 кВт каждый, расположенные в машинных отделениях, два дизель-генератора также по 165 кВт каждый - в специальных помещениях. Для прокладки магистральных кабелей по бортам корабля предусматривались специальные кабельные коридоры.
Особое место в развитии ЭСК надводных кораблей этого периода занимали исследования и опытные работы по переходу на переменный электрический ток. Внедрение переменного тока связано с получением ряда конструктивных и эксплуатационных преимуществ.
Электроэнергетическую систему на переменном токе характеризуют: возможность создания вращающихся магнитных полей в электродвигателях; исключение коллекторов в электрических машинах; простота и надежность асинхронных электродвигателей. 1
Все это конструктивно упрощает электроэнергетическую систему корабля, снижает массогабаритные показатели, облегчает обслуживание и повышает надежность. Электромашины на переменном токе менее подвержены отрицательному влиянию повышенной влажности и температуры энергетических помещений корабля.
Переменный ток свободно трансформируется с одного напряжения на другое. Имеет значение также то обстоятельство, что все береговое обеспечение кораблей электроэнергией производится на переменном токе. Проводимые изыскательские работы по созданию ЭСК надводных кораблей на переменном токе завершились постройкой одного из серии кораблей пр. 7У, эсминца <Страшный> (пр. 7УЭ), на котором в силовой сети был принят трехфазный переменный ток напряжением 220 В. Ток в сети освещения однофазный, переменный напряжением 24 В. Для питания гирокомпаса, эхолота, лага, гидроакустики и некоторых других потребителей применен постоянный ток напряжением 110 В, который получался от двух преобразователей. На эсминце были установлены два основных турбогенератора по 100 кВт каждый, размещенные по одному в машинных отделениях, и два дизель-генератора по 45 кВт каждый.
Эсминец <Страшный> был построен на Северной судостроительной верфи в Ленинграде. Корабль был заложен 26 июня 1936 г., спущен на воду 8 апреля 1939 г. и вступил в строй 22 июня 1941 г. Эсминец <Страшный> участвовал в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны на Балтийском морском театре.
Электрооборудование корабля, выполненное по пр. 7УЭ на переменном токе, вполне оправдало себя в боевой обстановке и показало достаточную живучесть и надежность как в системе генерирования электроэнергии, так и в системе ее распределения по кораблю и использования на местах электроустановками и механизмами переменного тока. ,
Всесторонние испытания электрооборудования переменного тока, проведел-ные при сдаче корабля, а также боевое использование корабля в годы войны показали, что наша промышленность подготовлена к постройке кораблей на переменном токе. Создание эсминца <Страшный> пр. 7УЭ явилось важным этапом на пути внедрения переменного тока на все советские корабли.
Опыт предвоенного периода создания ЭСК для строящи\ся кораблей определил необходимость разработки единого документа, обобщающего правила и требования к электрооборудованию и электросистемам кораблей. Такой документ был разработан и в 1940 г. издан под названием <Правила электрооборудования кораблей> (ПЭК-40). Правила разрабатывали совместно специалисты ВМФ и промышленности под руководством офицера НТК НК ВМФ Б. И. Калганова.
В предвоенный период для строившихся линейных кораблей типа <Советский Союз> и тяжелого крейсера <Кронштадт> были изготовлены опытные образцы генераторов смешанного тока (постоянного и переменного) с приводом от паровой турбины единичной могдности 1200 кВт и от дизелей единичной мощности 650 кВт. Такие генераторы корабельного исполнения для тех лет считались очень мощными. Электрооборудование на эти корабли не было установлено* а опытные образцы генераторных агрегатов использовали во время войны на передвижных электростанциях Ленинградского фронта.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz