В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Дизелестроение

30-е годы характеризуются широко развернувшимися работами по созданию новых отечественных дизелей различных классов.
В период с 1930 по 1941 гг. было создано несколько конструкций быстроходных дизелей для корабельной энергетики, обеспечивающих потребные агрегатные мощности и достижимые на тот период времени массогабаритные, показатели.
Наиболее широко проводили работы на Коломенском заводе. В 1922 г. заводом был заключен на 10 лет договор с немецкой фирмой <МАН>, которая поставляла чертежи дизелей.
Разработанные во второй половине 20-х годов на основе полученных чертежей компрессорные дизели типа 42БМ мощностью 1100 л. с. при 425 об/мин использовали в качестве главных двигателей на подводных лодках I серии (типа <Декабрист>). С 1927 г. завод стал выпускать бескомпрессорные дизели, которые были легче, экономичнее компрессорных.
Более совершенные дизели типа 42БМ устанавливали на лодках XI и XIII серий, а реверсивную модификацию этого дизеля с наддувом 42БМРН-6 - на базовых тральщиках.
В 1930 г. Коломенский завод самостоятельно разрабатывает конструкции дизелей. Созданные в начале 30-х годов бескомпрессорные дизели типа 38В-8 мощностью 675 л. с. и 38К-8 мощностью 800 л. с. обеспечили строительство лодок V, VI, Х и XII серий и оказались самыми массовыми корабельными дизелями. Их последующие модификации применяли на тральщиках и больших охотниках.
Важной вехой в развитии отечественного корабельного дизелестроения явилось применение газотурбинного наддува дизелей, начавшееся в первой половине 30-х годов.
В 1936 г. под руководством главного конструктора Н. М. Урванцева был создан новый дизель 47ЛН-8 мощностью 2000 л. с. с наддувом с приводного объемного нагнетателя. Дизель значительно модернизировали и в 1938 г. получили надежный дизель марки 1Д мощностью 2000 л. с. при 470 об/мин с турбонаддувом, применявшийся в качестве главного двигателя на лодках IX серии. Вслед за дизелем 1Д было создано целое семейство дизелей-,-2Д, 4Д, 6Д и др. Интенсивные и успешные работы Коломенского завода в области тепловозных и судовых дизелей определили ему на долгие годы приоритетное положение в развитии отечественного дизелестроения для подводных лодок.
Важную роль в обеспечении довоенного кораблестроения играл и завод <Русский Дизель>. В 30-е годы завод изготавливал несколько типов бескомпрессорных дизелей для вспомогательных судов. Особым достижением тех лет явилось создание на заводе двухтактного дизеля 9ДКР51/55 агрегатной мощностью 4200 л. с. при 400 об/мин. Дизели 9ДКР51/55 устанавливали на крейсерских подводных лодках XIV серии и были самыми мощными главными двигателями подводных лодок того времени.
Довоенный период характеризуется и развертыванием крупных работ в ЦИАМ по форсированным поршневым двигателям для авиации. Это направление оказало большое влияние на создание и развитие отечественных легких быстроходных дизелей для боевых катеров ВМФ, где требовались большие удельные мощности и малые массы и габариты.
К началу 40-х годов на основе работ по авиационному дизелю были созданы образцы форсированного легкого V-образного дизеля мощностью 1000 л. с. при 1700 об/мин, получившего марку М-50. Несколько образцов М-50 проходили опытную эксплуатацию на катерах в ходе боевых действий в Великой Отечественной войне. Созданный для замены применявшихся до этого на боевых катерах бензиновых моторов катерный дизель М-50 являлся одним из лучших образцов дизелей этого класса. Серийное производство дизелей М-50 и его различных модификаций развернулось в послевоенный период на заводе <Звезда> в Ленинграде, обеспечивая строительство боевых катеров.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz