В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Размагничивание кораблей

Большие научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы в предвоенные годы были проведены по защите кораблей от неконтактных магнитных мин и торпед. За разработку принципов защиты кораблей от нового вида оружия взялся Ленинградский физико-технический институт, возглавлявшийся в то время академиком Л. Ф. Иоффе. Непосредственно эта работа была поручена лаборатории полимеров института, которой руководил профессор А. П. Александров. Под его руководством была создана специальная группа. Она провела большой объем исследовательских и экспериментальных работ, предложила метод защиты кораблей от нового вида оружия посредством компенсации их магнитного поля системой накладываемых на корабль специальных обмоток, через которые пропускался постоянный электрический ток определенного значения и направления. На этом принципе были разработаны размагничивающие устройства системы ЛФТИ для надводных кораблей различных классов, включая линкоры. Защитные противоминные устройства накануне войны были установлены на линкоре <Марат>, мониторе <Левачев>, бронекатере БК-232 и на речном деревянном катере - тральщике МСВ-38. До войны, начиная с 1936 г., была отработана и подготовлена к производству магнитоизмерительная аппаратура, подготовлены заказы электропромышленности на кабель, различное оборудование и магнитометры.
Нерешенным оставался вопрос с размагничиванием подводных лодок разработанным методом. Этот метод для подводных лодок был признан непригодным из-за чрезмерного расхода дефицитной электроэнергии от аккумуляторных батарей, а также вследствие трудностей обеспечения надежной защиты кабеля, прокладываемого по наружному борту, от забортного давления при погружении лодки на рабочую глубину. Выход из создавшегося положения был найден в использовании способа безобмоточного размагничивания. Этот способ предусматривал временную установку вдоль бортов вокруг корабля кабельной петли, по которой пропускался кратковременный постоянный ток большой силы, и в это время кабельная петля равномерно поднималась ' снизу вверх по борту. При этом происходило намагничивание всего металла бортов в направлении, противоположном первоначальному намагничиванию корабля по вертикали. Этот способ был предложен офицером ВМФ И. В. Климовым, в апреле 1941 г. в Севастополе начались экспериментальные работы по его проверке с помощью Черноморской группы специалистов по размагничиванию кораблей под руководством профессора И. В. Курчатова.
Таким образом, были созданы необходимые условия для оборудования противоминными защитными устройствами всех кораблей Наркомата Военно-Морского Флота и судов других наркоматов, но реализовать намеченные планы до войны не удалось - не хватило времени. Оборудование большинства кораблей защитными устройствами системы ЛФТИ было осуществлено в первые месяцы войны, тогда же началось внедрение безобмоточного размагничивания подводных лодок, вспомогательных судов и судов, призванных по мобилизации. Противоминные защитные устройства показали высокую эффективность *.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz