В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Строительная механика корабля

В предвоенные годы дальнейшее развитие получили теоретические основы строительной механики корабля, разработанные в трудах выдающихся русских ученых А. Н. Крылова и И. Г. Бубнова. Особо следует отметить фундаментальный четырехтомный труд П. Ф. Папковича <Строительная механика корабля>, включающий теорию упругости, где собраны и подвергнуты всестороннему критическому анализу достижения этой отрасли науки, полученные до 40-х годов текущего столетия. Им же была создана и общая теория устойчивости упругих систем при совместном действии ряда нагрузок. Он создал также теорию деформации пластин после потери ими устойчивости и уточнил значения редукционных коэффициентов при расчете общей прочности корабля.
Систематизация вопросов прочности судовых конструкций при действии динамических нагрузок и всестороннее исследование их даны в труде Ю. А. Ши-манского <Динамический расчет судовых конструкций> (1941 г.).
Значительные успехи были достигнуты в области расчета изгиба и устойчивости корабельных перекрытий. В 1931 г. в работе <О расчете балок, лежащих на упругом основании> А. Н. Крылов показал рациональный метод построения теории изгиба балок на упругом основании с приложением ее к расчету прочности перекрытий. Эта теория получила свое дальнейшее развитие в трудах П. Ф. Папковича, Ю. А. Шиманского и других ученых.
Большую ценность для кораблестроителей представлял собой составленный Ю. А. Шиманским в 1934 г. многотомный справочник по строительной механике корабля. В нем были систематизированы решения многих важных практических задач и даны им ясные физические толкования.
Значительные работы в предвоенный период были проведены в области изучения вибрации корабля Н. И. Бабаевым. Был разработан метод расчета пульсирующих давлений, передаваемых корпусу работающими гребными винтами, и метод расчета общей возбужденной вибрации корпуса. Это позволило в дальнейшем разработать методы расчета местной прочности корпусных конструкций при действии вибрационных нагрузок.
Уделено было внимание работам в области конструирования и создания основ теории прочности деревянного корпусостроения. Практическое применение результатов этих работ нашло отражение в проектировании деревянных торпедных катеров типа ТК-ДЗ и малых охотников типа MO-IV.
Все указанные работы позволили усовершенствовать методы расчета общей и местной прочности корпусных конструкций надводных кораблей и подводных лодок, создать более рациональные конструкции корпусов, обладающих надлежащей прочностью и надежностью.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz