В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Оружие и вооружение

К основным видам корабельного оружия в довоенное время, как известно, относились артиллерийское, торпедное, минное и бомбовое противолодочное. Это были обычные, традиционные виды оружия, но они постоянно совершенствовались и развивались благодаря объединенным усилиям ученых, военных моряков и специалистов промышленности.
Значительный успех был достигнут в создании корабельных артиллерийских комплексов - артиллерийских установок, боеприпасов, систем приборов управления стрельбой (ПУС), оптических приборов, механизмов стабилизации артустановок и дистанционного управления. Из артиллерийских комплексов крупного калибра следует отметить 180-мм артустановки для крейсеров пр. 26 и 26 бис, 152-мм артустановки, ставшие основным оружием крейсеров послевоенной постройки, 130-мм и 100-мм артустановки (Б-13 и Б-24), созданные на заводе <Большевик> и ставшие одним из основных образцов нашей морской артиллерии периода Великой Отечественной войны. Для нового поколения эскадренных миноносцев пр. 30 была создана 130-мм двухорудийная башенная артустановка Б-2-ЛМ. Для вооружения строившихся тяжелых крейсеров и линкоров были созданы стоявшие на высоком техническом уровне 305-мм и 406-мм артиллерийские установки. Возраставшая угроза для надводных кораблей со стороны авиации вероятного противника потребовала создания зенитных артиллерийских комплексов. В 1937 г. была создана 100-мм зенитная артустановка Б-34, оборудованная затем системой дистанционного наведения, а в 1939 г. - 85-мм артустановки 90-К и 92-К. В этом же году на вооружение кораблей поступила 37-мм автоматическая зенитная артустановка 70-К, а затем 37-мм спаренная автоматическая артустановка В-11 и 25-мм палубная автоматическая артустановка 84-КМ.
Для артиллерийских установок главного калибра были созданы системы ПУС <Молния-АЦ> и <Мина-7>, отличавшиеся большой точностью решения задач стрельбы. В 1940 г. на вооружение была принята первая отечественная система приборов управления зенитным огнем для крейсеров (МПУАЗО <Горизонт>) и в 1941 г. - система МПУАЗО <Союз> для эсминцев. В состав ПУС и МПУАЗО входили лучшие по тем временам оптические приборы, включая стереоскопические дальномеры на 8-метровой базе, визиры центральной наводки, целеуказания и различные оптические прицелы. Однако серийное производство этих приборов, принятых на вооружение перед самой войной и в начале ее, налажено еще не было и многие воюющие корабли в первые месяцы войны их не имели, что, естественно, отражалось на эффективности их зенитного огня.
В предвоенные годы в стране была создана научная и производственная база для исследований в области торпедного оружия. К началу Великой Отечественной войны корабли флота имели достаточно совершенные торпеды, которые не уступали по своим тактико-техническим характеристикам аналогичному оружию флотов других стран. На вооружении надводных кораблей и подводных лодок состояли двухрежимные универсальные парогазовые торпеды 53-38, 53-38У и 53-39. Торпеда 53-39 в то время являлась самой быстроходной в мире. До войны были начаты работы над бесследной электрической торпедой, которая поступила на вооружение в 1943 г.
К началу войны флот располагал значительным количеством якорных мин, простых по устройству и надежных в эксплуатации, обладающих мощными зарядами. Из неконтактных корабельных мин на вооружении флота состояло небольшое число малых донных мин типа <Мираб>. К сожалению, выполненные в этой области исследования воплотить в новые образцы неконтактных мин перед войной не удалось.
К концу рассматриваемого периода Военно-Морской Флот имел достаточное количество различных образцов контактных тралов для борьбы с якорными минами. Велись работы и по изысканию средств борьбы с неконтактными минами. Были выполнены, в частности, исследования по созданию прерывателя минных заграждений, электромагнитных тралов соленоидного, петлевого и электродного типов. Однако на вооружении Военно-Морского Флота до войны состоял только речной электромагнитный трал (РЭМГ-1). Корабли флота перед войной тралов неконтактного траления фактически не имели.
В довоенные годы шло интенсивное вооружение кораблей различными радиотехническими средствами, прежде всего средствами связи. В 1931 г. на вооружение кораблей флота были приняты передающие и приемные радиоустановки и другие технические средства, входившие в систему <Блокада-1>. Для этой системы характерным было использование длинноволнового и средневолнового диапазона частот, она надежно и устойчиво обеспечивала боевое управление силами флота в условиях закрытых и ограниченных Черноморского и Балтийского морских театров. В 1937 г. началось вооружение надводных кораблей и подводных лодок новой техникой связи, входившей в систему <Блокада-2>, характеризовавшейся широким использованием коротковолнового диапазона частот, высоким качеством приемной и передающей аппаратуры, находящейся на уровне развития науки и техники того времени. Она обеспечивала устойчивую связь с самыми удаленными районами, в которых действовали корабли флота в минувшую войну. Разработка радиотехнической аппаратуры связи велась совместно с промышленностью Научно-исследовательским и военно-морским институтом связи.
Начиная с подводных лодок II серии, все подводные лодки вооружались отечественной аппаратурой гидроакустики: шумопеленгаторами типа <Марс> (в различных модификациях) и станциями звуковой подводной связи типа <Сириус>, а также гидроакустическими станциями <Меркурий> и <Вега>. В предвоенные годы были созданы и первые образцы советских ультразвуковых гидроакустических средств для подводных лодок: наблюдения - типа <Орион> (1936 г.), связи - типа <Альбион> (1939 г.), наблюдения и связи - типа <Антарес> (1939 г.).
Для малых надводных кораблей и катеров велась разработка гидроакустической аппаратуры подводного наблюдения типа <Тамир>. Первые образцы этой аппаратуры в виде подкильной опускной станции были установлены в 1941 г. на больших охотниках пр. 122.
В связи с освоением новых морских театров, увеличением дальностей плавания, внедрением на корабли новых видов оружия и вооружения, а также освоением новых тактических приемов их использования возрастали требования к навигационному обеспечению, в первую очередь - к точности кораблевождения, что могло быть достигнуто за счет создания достаточно совершенных курсоуказателей, измерителей скорости, измерителей глубины и т. д. В 1930-1932 гг. было освоено производство отечественных гирокомпасов, сделанных по типу гирокомпасов <Сперри>, которые поставлялись до этого американской фирмой. Одновременно велась разработка более совершенных гирокомпасов - двухроторных с чувствительным элементом типа плавающей гиросферы. Первый такой компас <Курс-1> успешно прошел мореходные испытания в 1937 г. Гирокомпасами этого типа, созданными на уровне достижений навигационной техники своего времени, корабли ВМФ оснащали на протяжении 20 лет. В 1939 г. была начата разработка гирокомпаса типа <Гиря>, предназначенного для установки на малых кораблях и катерах. В конце 30-х годов на крейсере <Ворошилов> и лидере <Минск> были установлены опытные образцы апериодического гирокомпаса, имевшего большие точности работы.
В 1933 г. на смену забортному механическому лагу пришел донный вер-тушечный, который являлся основным типом лагов для средних и малых кораблей на протяжении 20 лет. В 1936 г. начался серийный выпуск гидродинамических лагов типа <Гаусс> для линейных кораблей, крейсеров и эсминцев.
В 1936 г. были созданы первые отечественные эхолоты типов ЭМИ и ЭМС, а в 1939 г. - опытные образцы эхолота НЭЛ-2 и разработан эхолот ЭМС-23 для линкоров <Советский Союз>.
Всего за предвоенные годы создано 24 образца новой штурманской техники, обеспечившей потребности кораблей флота в области навигации.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz