В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

КУРС НА СОЗДАНИЕ МОРСКОГО И ОКЕАНСКОГО ФЛОТА

Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР подняли экономический и оборонный потенциал страны. Были освоены новые отрасли промышленности, такие, как тракторная, автомобильная, авиационная, химическая, станкостроительная, создана развитая энергетическая база. Удвоила продукцию черная металлургия. Подъем промышленного производства неуклонно продолжался в годы второй пятилетки (1933- 1937 гг.), при выполнении которой была завершена техническая реконструкция народного хозяйства и создана новая техническая база для его отраслей, в том числе и для тех, которые производили для армии и флота новую технику и оружие. ^
Это позволило Советскому государству предпринять шаги к дальнейшему укреплению Военно-Морского Флота и расширению его оборонительных возможностей.
Оперативно-стратегические планы Военно-Морских Сил исходили уже из необходимости обеспечения активной обороны морских границ СССР на четырех основных театрах - Балтийском и Черном морях, Дальнем Востоке и Севере, а также предусматривалось повышение уровня обороноспособности на Каспийском море, Амуре и Днепре. В этой связи были произведены организационные изменения структуры Военно-морских Сил. В апреле 1932 г. был учрежден Тихоокеанский флот, а в июле 1933 г. - Северный.
Начало 30-х годов ознаменовалось ростом напряженности на Дальнем Востоке. В 1931-1932 гг. Япония фактически захватила Северо-Восточный Китай, развернула мощную группировку своих войск у советской и монгольской границ, усиливала свой военно-морской флот. Тревожно складывалась для нас военно-политическая обстановка и на Западе. Германия приступила к милитаризации своей экономики и начала осуществлять программу создания сильного флота.
Для укрепления наших морских сил на Тихоокеанском, Северном, Балтийском и Черноморском театрах в июле 1933 г. Советом Труда и Обороны было принято постановление <О программе военно-морского строительства на 1933-1938 гг.>. Этим постановлением предусматривалось строительство подводных лодок, крейсеров, лидеров, эскадренных миноносцев, речных мониторов, торпедных и других катеров различного назначения. По количественному составу основного рода сил планировалось построить: 8 легких крейсеров, 50 лидеров и эскадренных миноносцев и 169 подводных лодок. И хотя намеченные планы строительства кораблей полностью выполнить не удалось, кораблестроительная программа второй пятилетки явилась важным этапом наращивания боевой мощи Военно-морского Флота. ^
За время пятилетней кораблестроительной программы 1933-1938 гг. флот получил 137 подводных лодок различных типов, 25 боевых надводных кораб. лей, 201 торпедный катер, 28 речных бронекатеров. . -
По архивным данным Управления Кораблестроения ВМФ, к исходу последнего года пятилетней кораблестроительной программы были построены и сданы флоту или завершили сдаточные испытания: 1 крейсер, 3 лидера, 8 эскадренных миноносцев, 10 сторожевых кораблей, 19 дизельных тральщиков, 2 речных монитора. В постройке, в разной степени готовности, находилось: 3 крейсера, 2 лидера, 34 эскадренных миноносца, 9 дизельных тральщиков, 8 речных мониторов.
Несомненно, что в течение второй пятилетки страна существенно продвинулась по пути создания нового флота. Была заложена научно-техническая, производственная база для дальнейшего развития военного кораблестроения.
В сфере военного кораблестроения нарастание производственных мощностей шло ускоренными темпами. В середине 30-х годов все основные судостроительные заводы в Ленинграде, Николаеве, Севастополе, Владивостоке, Сормове, Киеве, Зеленодольске были переведены на строительство боевых кораблей. К выполнению кораблестроительных программ привлекались заводы, ранее не занимавшиеся судостроением-Развивались смежные отрасли промышленности, налаживалась производственная кооперация в масштабе страны в интересах строительства кораблей, формировались кадры судостроителей, конструкторов, ученых, совершенствовалась опытно-экспериментальная база, приобретался опыт проектирования и строительства кораблей. Капиталовложения в судостроительную отрасль увеличились по сравнению с первой пятилеткой в пять раз, в широких масштабах осуществлялась реконструкция судостроительных предприятий.
Принятию кораблестроительной программы 1933 г. предшествовал усиленный поиск наиболее рационального состава корабельных сил флота и способов их боевого использования, уточнялось назначение Военно-Морского Флота в системе Вооруженных Сил страны. В качестве основных задач флота были установлены: недопущение высадки десантов на свою территорию и защита крупных промышленных и административных центров от разрушения ударами с моря; содействие сухопутным войскам в обороне и наступлении в прибрежной полосе; нарушение коммуникаций противника; нанесение ударов по его базам и военно-промышленным объектам на побережье. Для выполнения этих задач основным родом сил считались надводные корабли, включавшие большое число различных классов, а также составляющие самостоятельный род сил подводные лодки, главным предназначением которых являлись действия на морских коммуникациях. Важное значение придавалось воздушным силам флота. Основным районом боевых действий Военно-морского Флота при решении возложенных на него задач считались закрытые моря и прибрежная зона на севере и востоке. Боевые действия в океанах или удаленных морях не предусматривались. Этими соображениями на преимущественное использование флота в условиях закрытых морей и в прибрежной зоне открытых морей наряду с составом кораблей принятой в 1933 г. кораблестроительной программы определялась также направленность некоторых инженерных решений, принимавшихся при проектировании кораблей и, в частности, в таких областях, как мореходность, дальность плавания, автономность и др.
Между тем расстановка военно-политических сил на международной арене второй половины 30-х годов складывалась таким образом, что Советскому Союзу противостояли фактически все основные державы, располагавшие мощными военно-морскими флотами. Главная угроза военного нападения на нашу страну исходила со стороны Германии, Италии и Японии. Их агрессивные намерения поощрялись Англией, Францией и США. Несмотря на обострившиеся отношения между странами, составившими две противоборствующие коалиции (с одной стороны Германия, Италия, Япония, с другой - Англия, Франция, США), их стратегические планы преодоления взаимных противоречий строились на так называемой политике <умиротворения>, направленной против других государств и, прежде всего, против Советского Союза. Подтверждением этому явилось мюнхенское соглашение, подписанное 29 сентября 1938 г. главами правительств Германии, Италии, Великобритании и Франции. Комментируя результаты мюнхенского сговора, известный американский политический деятель, бывший президент Г. Гувер заявлял:
- <Я-убежден, что ни Германия, ни другие фашистские государства не желают войны с западными демократиями, пока эти демократии не мешают продвижению фашизма на Восток>.
В сложившейся обстановке перед Военно-Морским Флотом встали новые задачи по защите морских рубежей Советского государства с океанских направлений и открытых морей, где господствовали флоты крупных морских держав. Состав этих флотов характеризовался следующими данными**:

Класс кораблейАнглияФранцияСШАГерманияИталияЯпонияИтого
Линейные корабли1579241047
Авианосцы623--1021
Крейсеры тяжелые, легкие и ПВО661924112236178
Эскадренные миноносцы и миноносцы119708042128113552
Подводные лодки6977565711563437

Чтобы противостоять этим силам, вновь созданные Тихоокеанский и Северный флоты, а также флоты Балтийского и Черного морей нуждались в существенном укреплении.
В развернувшейся в это время борьбе мнений по планированию развития Военно-Морского Флота возобладали взгляды сторонников создания крупных надводных кораблей в качестве ядра флота - линкоров и тяжелых крейсеров. Признавалась необходимость создания достаточно сильного подводного флота.
Сторонниками постройки крупных кораблей для Военно-морского Флота были такие видные военные деятели, как наморси (начальник морских сил) В. М. Орлов, его заместитель И. М. Лудри, начальник Главморпрома наркомата тяжелой промышленности Р. А. Муклевич, командующий Тихоокеанским флотом и позднее (в 1937 г.) наморси М. В. Викторов и его заместитель Л. М. Галлер. Разработкой концепции создания крупных надводных кораблей ВМФ занималась специальная комиссия под руководством известного теоретика военно-морского искусства С. П. Ставицкого.
Для строительства кораблей нового флота необходимо было дальнейшее расширение научной и технической базы судостроения. Развернулось строительство новых судостроительных заводов, в том числе таких крупных, как заводы в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В смежных отраслях промышленности все большее число промышленных предприятий выполняло заказы флота, поставляя для кораблей оружие, боевую технику, энергетические установки, различные системы и устройства. К концу второго пятилетнего плана наука, техника и производство, судостроительная база страны достигли уровня развития, позволяющего строить корабли любых классов, включая тяжелые крейсеры и линкоры. К тому времени в судостроительную отрасль входило более двадцати заводов, скооперированных в процессе создания кораблей с сотнями предприятий смежных отраслей и ведомств. Вместе с развитием производственной базы судостроения была расширена сеть конструкторских бюро и научно-исследовательских учреждений.
В ведение судостроительной промышленности в 1938 г. была передана материально-техническая и экспериментальная база с коллективом научных сотрудников научно-исследовательского института военного кораблестроения ВМФ, которая послужила основой для создания ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова. В январе 1939 г. в судостроительной отрасли был создан Броневой институт, выросший впоследствии в один из крупнейших научных центров страны в области материаловедения - ЦНИИ конструкционных материалов <Прометей>.
Выросли кадры ученых, конструкторов и кораблестроителей. Были осуществлены теоретические и научно-технические разработки для проектирования крупных кораблей-линкоров, тяжелых крейсеров. Уже в 1935 г. в НИИВК, в сотрудничестве с другими НИИ ВМС, велись разработки по обоснованию боевого и технического облика будущих линкоров и тяжелых крейсеров. А в 1936 г. Конструкторское бюро судостроительной промышленности приступило к проектированию этих кораблей с проведением широкой программы опытно-конструкторских работ по созданию образцов оружия, техники, брони, выбору оптимальных конструкций боевой защиты и решению многих других вопросов, сопутствующих созданию новых для советского кораблестроения классов кораблей. Сама отрасль в 1939 г. была выделена в самостоятельный Наркомат судостроительной промышленности. Словом, накануне войны страна располагала отлаженным судостроительным комплексом, способным решать сложные задачи военного кораблестроения.
Для решения все усложнявшихся задач нового морского строительства в 1937 г. был образован самостоятельный общесоюзный Наркомат Военно-Морского Флота. С этого времени Наркомат ВМФ получил собственный бюджет, фонды заготовок материальных средств, план заказов промышленности и т. д.
Центральные заказывающие управления Наркомата ВМФ располагали широкой сетью своих военных представителей (контрольно-приемный аппарат) на заводах и предприятиях промышленности, осуществляющих контроль за ходом работ и приемку готовой продукции, поставляемой для ВМФ. В предвоенные годы контрольно-приемный аппарат Наркомата ВМФ был наделен правами органов государственного контроля.
Для научного руководства делом строительства флота и его боевым использованием в Военно-Морских Силах была развернута система научно-исследовательских институтов, испытательных полигонов и других учреждений, которые сыграли важную роль в создании корабельного состава флота и в решении многих других вопросов военно-морского строительства.
Таким образом, внешнеполитическая обстановка и условия внутреннего экономического развития привели Советское государство к тому рубежу, когда строительство большого морского и океанского флота стало в качестве практической задачи.
В 1938 г. политическим руководством страны и правительством был взят курс на создание большого морского и океанского флота. В военном кораблестроении наступил новый этап, характеризующийся широким масштабом строительства кораблей всех основных классов, включая такие крупные, как линкоры и тяжелые крейсера.
Быстрое развитие экономики СССР в предвоенные годы и реконструкция всего народного хозяйства на новой технической основе создали благоприятные условия для научно-технического прогресса и широкого внедрения его достижений в практику военного кораблестроения. Развернутое строительство большого морского и океанского флота, появление новых классов и типов кораблей сопровождались решением многих научно-технических проблем. Круг возникавших при этом вопросов постоянно расширялся, сами проблемы становились все более сложными, вызывая необходимость проведения большого объема научных исследований и экспериментов. На новом уровне развития решали задачи теории корабля и строительной механики. Для достижения высоких скоростей эскадренных миноносцев и лидеров анализировали пути совершенствования их ходовых качеств. Рождение нового класса боевых кораблей - скоростных торпедных катеров вызвало поиск технических решений по освоению нового принципа движения в режиме глиссирования. В ходе исследований по достижению высоких скоростей потребовалось уделить серьезное внимание решению новой в кораблестроении проблеме кавитации.
Постройка легких быстроходных кораблей и катеров и наряду с ними создание крупных броненосных кораблей большого водоизмещения требовали своих, для каждой из этих групп кораблей, решений по вопросам обеспечения прочности и надежности корпусных конструкций, поиска новых конструкционных материалов.
Развитие подводного кораблестроения в свою очередь выдвинуло проблемы рационального конструирования, обеспечения прочности и живучести подводных лодок.
Важное место занимали научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию котлотурбинных энергетических установок, развитию дизелестроения и электромашиностроения. Определяющее воздействие на боевые свойства кораблей имело развитие оружия и вооружения различного назначения.
Из всего многообразия научно-технических проблем, решение которых послужило основой для создания кораблей предвоенной программы, заслуживают быть отмеченными следующие.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz