В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Заключение

Подводя итоги периоду становления военного кораблестроения, нельзя не отметить его большого значения для всего последующего развития отечественного флота. Именно в этот период благодаря успехам экономического развития Союза ССР под военное кораблестроение была подведена материально-техническая база в виде восстановленных и реконструированных судостроительных заводов. Появились новые заводы по производству вооружения и корабельной техники, наращивалась отраслевая, межотраслевая и производственная кооперация в масштабе страны в интересах строительства кораблей, совершенствовалась опытно-экспериментальная база. Быстрое развитие науки, техники и производства "позволили приступить к крупномасштабному обновлению вооружения и техники Красной Армии и Военно-Морских Сил. Разработка и принятие кораблестроительных программ 1926 и 1929 гг. положили начало планомерному строительству нового корабельного состава. В короткий срок было налажено - после длительного перерыва, вызванного годами гражданской войны и разрухой народного хозяйства, - проектирование и строительство кораблей своими силами на отечественных заводах. Период становления военного кораблестроения был характерен интенсивным формированием кадров кораблестроителей, способных создавать подводные лодки и надводные корабли на основе современных достижений науки и техники с учетом всего положительного из опыта русской школы дореволюционного военного кораблестроения. На этом этапе большую роль сыграл Научно-Технический Комитет Управления Военно-Морских Сил РККА в тесном сотрудничестве с созданными в этот период Конструкторскими бюро судостроительной промышленности и Центральным аэрогидродинамическим институтом авиационной промышленности.
В годы первой пятилетки были созданы первенцы кораблестроения - торпедные катера типа <Ш>, подводные лодки типа <Декабрист>, сторожевые корабли типа <Ураган>, а также спроектированы и заложены на судостроительных верфях подводные лодки типа <Ленинец>, <Щука>, <Правда>, лидеры эскадренных миноносцев пр. 1 и др. корабли. Всего в первой пятилетке началось строительство трех лидеров, 12 сторожевых кораблей, 59 подводных лодок, а также торпедных катеров. В машиностроении достигли прогресса в создании новых более совершенных корабельных энергетических установок. В котлотурбинных установках осуществлен переход на применение котлов, вырабатывавших перегретый пар повышенных параметров и турбо-зубчатых агрегатов с быстроходными турбинами вместо прямодействующих тихоходных турбин. Это способствовало повышению надежности, экономичности, маневренности паросиловых установок при улучшении их удельных показателей по массе и габаритам.
В дизелестроении освоено производство компрессорных дизелей мощностью 1100 л. с., а с 1927 г. начался выпуск бескомпрессорных более легких и экономичных дизелей этой же мощности.
В катеростроении перешли от импортных бензомоторов к применению отечественных моторов, созданных на основе авиационных двигателей с введением реверса.
В этот же период были достроены легкие крейсера, заложенные еще в дореволюционное время, и развернуты крупные модернизационные работы на линейных кораблях, повысившие их боевые возможности. Подводные лодки, надводные корабли и катера были оснащены новыми, более совершенными образцами морского оружия. На вооружение флота были приняты артиллерийские установки 130-мм калибра (Б-13) и 100-мм (Б-24). В торпедном оружии перешли на применение торпед 533-мм калибра.
Все это явилось базой, с которой военное кораблестроение вступало в новую полосу своего развития, определявшуюся следующей кораблестроительной программой, возросшими масштабами и качественными сдвигами в строительстве корабельного состава флота.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz