В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Модернизация линейных кораблей типа "Севастополь"

В 1914 г. Балтийский флот пополнился четырьмя новыми линейными кораблями типа <Севастополь>. В 1918 г. они вошли в состав Красного Флота и совершили знаменитый ледовый поход из Гельсингфорса в Кронштадт. В том же 1918 г. на линкоре <Полтава>, находившемся в Петрограде у стенки Адмиралтейского завода, в первом котельном отделении возник пожар, вышло из строя не только котельное отделение, но был уничтожен и нейтральный артиллерийский пост с системой управления артогнем. В дальнейшем линкор <Полтава> в строй не вводили, хотя такое намерение было при формировании программы кораблестроения в 1929 г.; линкор тогда получил новое название <Фрунзе>. Долгие годы корабль являлся источником, питающим запасными частями однотипные линкоры, находившиеся в строю. Из трех остальных линейных кораблей только <Марат> (бывший <Петропавловск>) до 1927 г. находился в строю. Во время гражданской войны он входил в состав боевого ядра Балтийского флота и принимал участие в боевых действиях. Его корпус, оружие, механизмы посильным текущим ремонтом поддерживались в состоянии, позволяющем сохранять корабль в строю.
Линкоры <Парижская Коммуна> (бывший <Севастополь>) и <Октябрьская революция> (бывший <Гангут>) в течение нескольких лет не входили в состав действующего флота. Вновь эти корабли были введены в строй после проведения восстановительных ремонтов в середине 20-х годов. Однако к концу 20-х годов все три корабля, проходившие интенсивную боевую подготовку, уже требовали капитального ремонта. Последний был совмещен с их модернизацией.
Необходимость модернизации диктовалась тем, что линкоры устарели морально, по своим боевым возможностям они уступали новым кораблям, вводившимся в строй нашими вероятными противниками. Модернизация должна была привести к повышению боеспособности линейных кораблей. Она предусматривала: повышение дальности и меткости стрельбы артиллерии при сохранении неизменным ее калибра; усиление противовоздушной обороны; улучшение противоминной защиты, мореходности, непотопляемости и остойчивости кораблей; упрощение схемы энергетических установок и повышение их маневренности; улучшение бытовых условий экипажа.
Первым прошел модернизацию линейный корабль <Марат>. Основные модернизационные работы были выполнены Балтийским заводом в 1928- 1931 гг. Эти работы коснулись корпуса корабля, оружия и энергетики. Для повышения мореходных качеств линкора была сделана носовая наделка полубачного типа, установлен новый более высокий волнорез. Полностью переделаны фок- и грот-мачты. Башенноподобная фок-мачта конструктивно оформлена в виде цилиндрической трубы, к которой присоединялись многочисленные площадки для установки штурманских приборов, рубок радиосвязи, командно-дальномерных постов (КДП) главного и противоминного калибров. Из-за новой мачты потребовалось изменить конструкцию дымовой трубы, верхний срез которой был смещен в корму, чтобы избавить расположенные на мачте посты от дыма, попадавшего на них в связи с завихрением воздуха при обтекании весьма объемной мачты. В связи с усовершенствованиями приборов управления стрельбой был оборудован новый Центральный артиллерийский пост, а внешние органы управления стрельбой (командно-дальномер-ные посты с визирами и дальномерами) соединили ^в один вращающийся пост и вынесли его на фок-мачту.
Силуэт линкора <Марат> сильно изменился. На месте бывшего первого котельного отделения, упраздненного в связи с сокращением количества котлов, были оборудованы центральный шурманский пост, два погреба снарядов зенитной артиллерии, пост энергетики и живучести (ПЭЖ), радиоцентр, пост гидроакустики и другие помещения.
Энергетическая установка со смешанного угольно-нефтяного отопления была переведена на нефтяное. Это позволило вместо 25 водотрубных котлов типа Ярроу оставить 22. Нововведением ликвидировался тяжелый труд кочегаров, сокращалась их численность, уменьшился общий объем хранилищ топлива, уничтожались угольные ямы с их многочисленными шахтами для погрузки угля с верхней палубы и горловинами для подачи угля в котельные отделения; последнее положительно сказалось на непотопляемости корабля.
В процессе модернизации с линкора <Марат> сняли не оправдавшие себя турбины крейсерского хода.
Централизованный контроль за работой технических средств корабля сосредоточили во вновь созданном ПЭЖ.
Следует отметить, что частичная модернизация боевых и технических средств линкора <Марат> продолжалась и в течение последующих десяти предвоенных лет. В частности, было изменено бронирование крыш башен, заменены зенитные орудия, обновлено штурманское и другое вооружение.
В годы минувшей войны линкор <Марат> сыграл видную роль в защите Ленинграда. Своим огнем на дальних подступах к городу он поражал цели, недоступные для сухопутной артиллерии, нанося существенный урон живой силе и технике противника. Линкор подвергался неоднократным массированным налетам немецко-фашистской авиации. При одном из них на стоянке корабля в Кронштадтской гавани он получил прямое попадание двух авиабомб в район первой башни. Бомбы, пробив палубу, взорвались в районе погребов боезапаса. У линкора была разрушена и погрузилась в воду носовая часть вместе с первой башней, боевой рубкой и фок-мачтой. В результате больших повреждений корабль сел на грунт, но тем не менее огнем оставшихся трех башен и зенитной артиллерии продолжал боевые действия.
В 1931-1934 гг. на Балтийском заводе прошел модернизацию линейный. корабль <Октябрьская .революция>. При той же направленности модернизации, что и на линкоре <Марат>, объем корпусных работ и изменения в части котельной установки были значительно большими. Котельная установка существенно изменилась. Вместо прежних 25 котлов угольно-нефтяного отопления здесь установили 12 чисто нефтяных котлов большей производительности. Были использованы котлы из числа изготовленных в свое время для крейсеров типа <Измаил>. Их разместили по два в шести котельных отделениях, каждое из которых являлось самостоятельным отсеком, меньшей по сравнению с прежним ширины. Это позволило в районах котельных отделений (на протяжении 45 м) установить добавочные продольные переборки. Тем самым была усилена противоминная защита корабля. С установкой переборок резко сократилась кубатура котельных отделений, и это способствовало улучшению непотопляемости и остойчивости линкора в случае получения повреждений.
Частично было усилено бронирование отдельных мест корабля. Это касалось дымоходов и артиллерийских башен, толщина крыш которых увеличена с 76 до 152 мм. Корабль оснастили новым видом связи - гидроакустической аппаратурой.
В период модернизации было принято решение придать линкорам по одному разведывательному гидросамолету, который должен был взлетать с воды и садиться на воду. Самолет предполагали разместить на крыше третьей башни. В связи с этим на <Октябрьской революции> были установлены новые краны, способные переносить самолет на воду и поднимать с воды на корабль. Так же, как и на <Марате>, была сделана новая носовая наделка с полубаком; удалены крейсерские турбины, оборудованы новые посты, жилые, служебные, санитарные и культурно-просветительные помещения, полностью переделаны фок- и грот-мачты и носовая дымовая труба. Но конструкцию башенно-подобной мачты изменили: вместо цилиндра основой ее ствола стал сильно расширяющийся книзу конус, что позволило сделать более жесткое основание для КДП, создать лучшие условия для работы артиллерийских дальномеров, а также разместить внутри мачты ряд постов и походные рубки для командира и флагмана.
Конфигурация фок-мачты и носовой дымовой трубы, а также неубираемые краны больших габаритов делали силуэты <Октябрьской революции> и <Марата> различными и легко распознаваемыми.
Заслуживает внимания то обстоятельство, что впервые в практике отечественного кораблестроения модернизация и капитальный ремонт крупного надводного корабля были спланированы так, что работы у стенки завода выполняли только в зимнее время в период ледостава. В летние же кампании 1932 и 1933 гг. корабль имел возможность выходить в плавание и заниматься боевой подготовкой.
Линейный корабль <Октябрьская революция> во время Великой Отечественной войны, занимая боевые позиции в Финском заливе и на Неве, огнем своих орудий главного калибра нанес большой урон сухопутным войскам противника. Корабль, подвергаясь налетам авиации, получил шесть прямых попаданий авиационных бомб и семь попаданий артиллерийских снарядов крупного калибра, но все время оставался в строю и продолжал боевые действия.
Линкор <Октябрьская революция> стал Краснознаменным кораблем.
С учетом опыта модернизации первых двух линкоров был переоборудован и линейный корабль <Парижская Коммуна>, которому в годы Великой Отечественной войны вернули прежнее название <Севастополь>. Этот корабль в 1929 г. с Балтики перешел в Черное море. Перед уходом на Балтийском заводе в Ленинграде на нем провели необходимый текущий ремонт. Одной из крупных работ явилось устройство в носовой части корабля высокого фальшборта, предназначавшегося для улучшения мореходности гладкопалуб-ного корабля при переходе его океаном в штормовую погоду. Однако наделка в виде фальшборта себя не оправдала. Она явилась своеобразной <ложкой>, черпающей при встречной волне воду с посылкой ее в больших количествах на палубу. Результатом явилась деформация оконечностей верхней палубы и поддерживающих ее пиллерсов. Так произошло в декабре 1929 г. в Бискайском заливе. <Парижская Коммуна> вынуждена была зайти в Брест для ремонта. С учетом полученного опыта на линкорах <Марат> и <Октябрьская революция> (о чем сказано выше), а позже и на <Парижской Коммуне> наделку в носовой части выполняли полубачного типа с перекрытием ее палубным настилом.
Модернизировали <Парижскую Коммуну> на Севастопольском заводе в 1933-1938 гг. и в значительно большем объеме, чем <Марат> и <Октябрьскую революцию>.
На корабле были выполнены следующие трудоемкие работы:
- увеличена дальность стрельбы главного калибра за счет увеличения угла возвышения орудий удлинением прорезей амбразур в башенной броне;
- усилена зенитная артиллерия установкой новых скорострельных орудий 76-мм калибра между первой и второй башнями главного калибра и на корме;
- установлена усовершенствованная система управления стрельбой, повышавшая точность стрельбы;
- усилена палубная броневая защита. Толщину средней палубы увеличили в три раза заменой прежней брони толщиной 25 мм на новую толщиной 75 мм;
- установлены бортовые противоминные наделки-були.
Выполнение этой сложной и трудоемкой работы вызывалось необходимостью сохранения кораблю должной остойчивости, которая в значительной степени снижалась в процессе модернизационных работ. Как правило, все они вызывали повышение центра тяжести корабля. Установка булей более надежно обеспечивала непотопляемость корабля и, в частности, при разрушении поперечной переборки на 107-м шпангоуте, разграничивающей большие помещения главных турбин и холодильников. Противоминные наделки распределили на значительной части корпуса. Они прикрывали погреба всех четырех башен 305-мм орудий. Були разделялись по длине на ряд отсеков, заполненных водонепроницаемыми трубами небольшого диаметра, которые, деформируясь при подводном взрыве, поглощали часть его энергии.
На <Парижской Коммуне> были проведены и другие модернизационные работы. В частности, такая крупная работа как модернизация энергетической установки являлась повторением того, что было сделано на <Октябрьской революции>.
В итоге модернизации линейный корабль <Парижская Коммуна> (<Се-вастополь>) стал наиболее совершенным среди других линкоров.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz