В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Достройка легких крейсеров типа "Светлана"

В рассматриваемый период не только строили подводные лодки, легкие надводные корабли и катера, но и достраивали три легких крейсера типа <Светлана>, заложенные в дореволюционные годы, а также модернизировали три линейных корабля, находившихся в строю. Модернизация и достройка имели важное значение для повышения боеспособности кораблей и боевого потенциала флота в целом. Поэтому целесообразно подробнее остановиться на наиболее существенных моментах, связанных с проведением комплекса достроечных и модернизационных работ на кораблях старой постройки.
Первым шагом в приобретении опыта для строительства в будущем новых крейсеров явилась достройка шести легких крейсеров типа <Светлана>, заложенных еще по программам кораблестроения царской России в 1913 г. Таких кораблей было достроено три. Крейсер <Профинтерн> (в дальнейшем <Красный Крым>) достраивался в Ленинграде, крейсера <Червона Украина> и <Красный Кавказ> в Николаеве.
Опыт, приобретенный конструкторами, строителями и военными моряками в ходе достройки, сыграл немаловажную роль при создании легких крейсеров новых проектов.
Для достройки были выбраны корабли, имевшие приемлемые по условиям и возможностям того времени степень построечной готовности, сохранность корпусов и обеспеченность оружием, вооружением, механизмами и другого рода оборудованием. К достройке крейсеров советское государство сумело приступить к середине 20-х годов. В результате в 1923-1927 гг. был достроен крейсер <Червона Украина>, в 1925-1928 гг. - крейсер <Профинтерн> и в 1927-1932 гг. - крейсер <Красный Кавказ>.
Все корабли по окончании достройки вошли в строй и в дальнейшем принимали активное участие в Великой Отечественной войне в составе Черноморского флота, куда в 1929 г. был переведен и крейсер <Профин-
К началу достройки на крейсерах <Светлана> и <Адмирал Нахимов> были погружены и установлены на фундаменты турбины, котлы и валопро-воды, имелось артиллерийское и торпедное вооружение.
При достройке этих крейсеров усилили артиллерийское вооружение. На крейсерах были установлены: 15 130-мм (9 палубных, 6 казематных), 4 100-мм и 4 76-мм орудий. Усилено торпедное вооружение установкой трех 3-трубных надводных торпедных аппаратов. При достройке крейсеров их водоизмещение существенно возросло. Тем не менее на официальных испытаниях была достигнута полная скорость по первоначальному проекту 29,5 уз.
Что касается крейсера <Красный Кавказ>, то его проект при достройке был значительно переработан. К моменту достройки техническая готовность крейсера составляла около 60 %. Конструкторское бюро Николаевского завода им. Марти совместно с НТКМ Военно-Морских Сил РККА разработало проект достройки корабля. На корабле установили четыре новейших 180-мм дальнобойных орудия отечественного производства - по одному орудию в башне. Зенитное вооружение корабля составили четыре спаренных 100-мм орудия, восемь 45-мм полуавтоматов. На крейсере разместили четыре 3-трубных 533-мм торпедных аппарата, два гидросамолета с поворотной катапультой германской фирмы <Хейнкель> и кранами для подъема самолетов с воды. Изменения и усовершенствования частично коснулись корпуса, механической установки. Котлы поменяли на более производительные с переводом полностью на нефтяное отоплени.е, их количество сократили с 14 до 10, установили новые палубные и частично вспомогательные механизмы, заново укомплектовали корабельные электростанции и поменяли основные кабельные трассы и аппаратуру. Четырехвальная турбинная установка имела мощность 55000 л. с.
В связи с установкой башенной артиллерии главного калибра и усилением зенитного вооружения, размещением поворотных торпедных аппаратов, авиационного вооружения, оптических систем управления артиллерийским огнем были существенно изменены корпусные конструкции и архитектура корабля.
На крейсере была принята ступенчато-линейная схема расположения башен. Размещавшиеся в диаметральной плоскости вторая и третья башни имели более высокие барбет'ы, обеспечивавшие возможность стрельбы над концевыми башнями.
Предусматривалась "установка новых трехногих мачт. Для улучшения мореходных качеств корабля частично был пересмотрен теоретический чертеж. Была изменена форма носового образования с некоторым развалом борта и устроен небольшой полубак.
Система бронирования крейсера, подобно крейсерам <Червона Украина> и <Профинтерн>, сохранялась по первоначальному проекту. Два бортовых пояса - верхний толщиной 25 мм и нижний толщиной 75 мм, вместе с 20-мм броневым настилом верхней и нижней палуб и броневым траверзом образовали два бронированных контура, защищавших жизненно важные центры корабля. Кроме того, были забронированы кожуха дымовых труб (толщиной 25 мм), башни, барбеты и боевая рубка (толщиной 75 мм).
Крейсер <Красный Кавказ> явился своего рода лабораторией для испытаний новых видов оружия, приборов управления артиллерийским огнем, средств связи и наблюдения, навигационных систем.
При вступлении <Красного Кавказа> в строй его основные тактико-технические элементы выглядели следующим образом: водоизмещение 9030 т; длина 169,5 м; ширина 15,7 м; осадка средняя-около 6,3 м; скорость 29 уз; экипаж 866 чел.
За успешные боевые действия в ходе Великой Отечественной войны крейсера <Красный Крым> и <Красный Кавказ> были удостоены звания гвардейских.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz