В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Лидеры эскадренных миноносцев "Ленинград"

С приобретением опыта проектирования надводных кораблей и расширением возможностей судостроительной промышленности появились предпосылки для строительства более крупных кораблей. Предусмотренное программой 1929 г. строительство эскадренных миноносцев началось с создания лидера эскадренных миноносцев. Вслед за этим, начиная с 1934 г., было развернуто серийное строительство миноносцев. 1 ноября 1928 г. было утверждено тактико-техническое задание на проектирование лидера эскадренных миноносцев. Перед этим произвели сопоставительный анализ построенных за границей после первой мировой войны эсминцев и определили тенденции их развития. Требовалось создать корабли, превосходящие по своим боевым качествам зарубежные аналоги. Целесообразность создания нового класса надводных кораблей была подсказана также опытом первой мировой войны. Необходимо было расширить возможности эсминцев за счет усиления артиллерийского оружия. В связи с этим и появились промежуточные между легкими крейсерами и эсминцами корабли с преимущественно торпедным и сильно развитым артиллерийским оружием, называемые лидерами. Легкие, но хорошо вооруженные, развивающие высокую скорость лидеры были способны вести эскадренные миноносцы в торпедную атаку на боевые корабли и охраняемые конвои противника.
Создание такого корабля (пр. 1) явилось важной вехой в развитии отечественного надводного кораблестроения. Это был первый опыт проектирования и строительства довольно крупного по тем временам корабля, вплотную подводившего кораблестроителей к созданию легких крейсеров. Многие найденные при этом технические решения были использованы в последующем как при корректировке пр. 1, так и при строительстве кораблей других классов.
Головной корабль пр. 1, получивший название <Ленинград>, проектировался в Центральном конструкторском бюро судостроения (ЦК.БС-1) под-руководством главного конструктора В. А. Никитина. Наблюдение от ВМФ осуществлял А. Э. Цукшвердт. Закладка корабля состоялась 5 ноября 1932 г. в Ленинграде на стапелях Северной судостроительной верфи. Лидер <Ленинград> сдан флоту 5 декабря 1936 г.
Корабль имел следующие основные тактико-технические элементы и характеристики: водоизмещение нормальное 2260 т; наибольшая длина 127,5 м; наибольшая ширина 11,7 м; осадка средняя при нормальном водоизмещении 3,59 м; полная скорость 41,2 уз; скорость крейсерского хода 25 уз; скорость экономического хода 18,5 уз; автономность 10 сут; дальность плавания при полном запасе топлива на полном ходу 873 мили, на экономическом ходу 2110 миль.
Непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых двух смежных отсеков.
Вооружение было следующим: артиллерия главного калибра (Б-13-2с) - 5 130-мм; зенитная артиллерия дальнего действия (34-К) -2 76-мм; зенитная артиллерия ближнего действия (21-К)-5 45-мм; зенитные пулеметы (ДШК) -4 12,7-мм; торпедные аппараты 533-мм-2 4-трубных; количество мин КБ-3-56 или М-1926-84; бомбосбрасыватели кормовые подпалуб-ные - 2; параван-охранители К-1-2; дымовая аппаратура ДА-1 - 1; ДА-2Б - 2.
Одну из главных задач - достижение высокой полной скорости - решали при проектировании корабля. Помимо проведения цикла исследований по выбору оптимальной формы корпуса, обеспечивающей должные пропульсивные качества, необходимо было создать мощную, с малыми удельными показателями по массе и габаритам, надежную энергетическую установку (главный конструктор А. В. Сперанский).
В качестве главной энергетической установки применена трехвальная паротурбинная установка с тремя главными турбозубчатыми агрегатами суммарной мощностью 66 000 л. с. Каждый турбозубчатый агрегат состоял из двух активно-реактивных турбин высокого и низкого давления, одноступенчатой зубчатой передачи. Частота вращения гребных винтов составляла 460 об/мин. Паро-производительность трех главных котлов составляла 417 т/ч. Параметры перегретого пара за пароперегревателем главных котлов - 330 °С, давление - 21,5 кгс/см2.
При разработке проекта главной энергетической установки был учтен опыт создания котлотурбинной установки сторожевых кораблей. По тепловой схеме и конструктивно она повторяла предыдущую установку, но по агрегатной мощности превосходила ее почти в шесть раз. Отличием от прототипа являлось двухфронтовое отопление котла с 14 форсунками на каждом фронте и применение цельнокованных коллекторов котлов взамен клепаных. Последние заказывались за границей, так как их производство в то время в Советском Союзе еще не было освоено. Опытный котел, испытывавшийся на стенде завода в 1933-1934 гг., нуждался в длительной доводке. Изменением циркуляционных потоков в трубной системе неполадки были устранены и котел принят к серийной постройке. Однако, когда возникала необходимость быстрого развития полной скорости, а, следовательно, и полной форсировки котлов с включением всех 28 форсунок (что при стендовых испытаниях не проверялось), циркуляция воды становилась неустойчивой; это приводило к пережогу и выходу из строя трубок котла. Пришлось ограничить нагрузку котла по топливу.
Уместно отметить, что во время войны в ходе боевых операций по условиям обстановки на лидере <Харьков> эту рекомендацию пришлось нарушить - быстро были включены все форсунки. В результате вышла из строя водогрейная трубка. Действие котла пришлось прекратить и немедленно приступить к глушению трубки, чтобы восстановить утерянную кораблем скорость*.
Турбозубчатый агрегат лидера, также как и сторожевого корабля, был двухкорпусный; зубчатая передача - трехопорная. Для уменьшения массы агрегата попытались применить сварную зубчатую передачу, но такая облегченная конструкция оказалась ненадежной. При испытаниях корабля в 1936 г. сварная зубчатая передача сломалась и ее заменили литой.
На корабле было установлено три турбогенератора по 50 кВт и два дизель-генератора по 30 кВт постоянного тока напряжением 110 В. Корабли пр. 1 обладали более высокими тактико-техническими* свойствами по сравнению с кораблями одного с ними класса в любой стране. На момент постройки они были самыми быстроходными в мире, и в этом смысле советские кораблестроители явились достойными продолжателями лучших традиций отечественной школы кораблестроения, создавшей накануне первой мировой войны самые быстроходные эсминцы типа <Новик>. Лидеры пр. 1 несли на себе сильное артиллерийское и торпедное оружие, обладали боевой мощью, позволявшей им успешно вести боевые действия против надводных кораблей, судов и береговых объектов. Дальность стрельбы главного калибра лидеров была большей, чем у эсминцев, и противоминного калибра, чем у крейсеров и линкоров зарубежных стран, что в сочетании с высокой скоростью позволяло им выбирать выгодную для себя позицию боя. Боевая устойчивость корабля пр. 1 при отражении нападения неприятельских катеров и в ходе проведения своих торпедных атак обеспечивалась благодаря большему потенциалу огневых средств артиллерии главного калибра и большой скорости. Для обеспечения подлинной роли лидера при групповых действиях эскадренных миноносцев, организации взаимодействия и управления ими лидерам пр. 1 придали больший, по сравнению с отечественными эсминцами пр. 7, боевой потенциал: по торпедному оружию-в 1,33 раза, артиллерийскому оружию-в 1,25 раза и скорости-в 1,1 раза, вооружили современными средствами связи и кораблевождения.
Для повышения живучести корабля и его боевой устойчивости применили эшелонное расположение главной энергетической установки. В носовом эшелоне в двух смежных отсеках было размещено по одному главному котлу, в корму от них в одном отсеке - два главных турбозубчатых агрегата. В кормовом эшелоне, смежном с носовым эшелоном, в отдельном отсеке был размещен третий главный котел и за ним отсек с кормовым главным турбозубчатым агрегатом.
В ходе постройки лидеров были внесены некоторые улучшения: проект был откорректирован, получив номер 38. Всего по проектам 1 и 38 было построено шесть лидеров: <Ленинград>, <Минск> (в Ленинграде), <Москва> и <Харьков> (в Николаеве), <Баку> и <Тбилиси> (в Комсомольске-на-Амуре). Кроме того, в Италии был спроектирован и построен по нашему заказу лидер <Ташкент>. Все вооружение для него предусматривалось отечественное, оно было установлено по прибытии корабля в СССР.
Проектирование, строительство и опыт эксплуатации лидеров явились своеобразной школой для военных кораблестроителей. При создании первого достаточно сложного и крупного по тому времени надводного корабля кораблестроители столкнулись с рядом новых технических проблем. Особо остро стоял вопрос борьбы с эрозионным разрушением гребных винтов в результате кавитации. При испытаниях, буквально через несколько часов работы на полных ходах, гребные винты лидера <Ленинград> получали разрушения в виде язвин глубиной 40-50 мм. В связи с этим были развернуты работы по обстоятельному изучению природы кавитации и выработке мер по защите гребных винтов от разрушений. Широкие изыскания велись научно-исследовательским институтом военного кораблестроения ВМС с использованием его кавитационных труб, а также посредством натурного моделирования на переоборудованном для этих целей торпедном катере ТД-204. Эффективные результаты были получены незадолго до начала войны. На испытаниях, которые закончились 12 июля 1941 г., установленная на катере ТД-204 крупномасштабная модель вновь спроектированного винта для лидера <Ленинград> не подверглась эрозионным разрушениям. В решении этой важной проблемы принимали участие В. В. Алешин, М. В. Егоров, А. А. Ладнов, М. Д. Ольшанский, Э. Э. Папмель и др.
Широкая реализация полученных результатов по борьбе с кавитационной эрозией гребных винтов была осуществлена при создании скоростных кораблей послевоенной постройки.
При проектировании лидеров не обошлось и без ошибок и неудачных технических решений. Так, обводы корпуса выбирали главным образом в угоду получения большой скорости. Однако при плавании на волнении корабль заливало и его скорость приходилось резко уменьшать.
Недостаточной оказались общая и местная прочность корабля, не рассчитанные на плавание в условиях большой морской и океанской волны. При плавании на волнении свыше 5 баллов иногда образовывались гофры в настилах палуб, наружной обшивке и других местах. При плавании в ледовых условиях случались повреждения наружной обшивки, заклепочных швов по стыкам и пазам в районе ватерлии и ниже. Клепка корпуса впотай для снижения сопротивления воды и повышения скорости также уменьшала прочность заклепочных соединений и приводила к водотечности при близких к борту разрывах авиационных бомб.
Опыт эксплуатации кораблей в условиях мирного времени, а особенно войны, выявил ряд других недостатков, которые необходимо было устранить. Это касалось усиления зенитного вооружения, установки размагничивающего устройства, броневой защиты открытых боевых постов, кранцев первых выстрелов, улучшения общесудовой изоляции, комплектования корабля личным составом и т. д. Но в целом лидеры пр. 1 и 38 к моменту их постройки и сдачи ВМФ были вполне современными кораблями; они подтвердили свою боеспособность в ходе Великой Отечественной войны.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz