В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Сторожевые корабли "Ураган"

Первая мировая война выявила необходимость создания еще одного класса легких кораблей - сторожевых с назначением охраны судов и транспортов в море от атак подводных лодок, торпедных катеров и самолетов, несения дозорной службы, активной поддержки действий сухопутных войск в шхерных районах.
В нашем Военно-Морском Флоте вопрос о проектировании сторожевых кораблей возник в 1924 г. Проектные проработки, выполненные в НТКМ, показали, что для осуществления поставленных задач корабли должны иметь полную скорость около 30 уз, дальность плавания экономическим ходом (16 уз) около 1500 миль, нести торпедные аппараты, глубинные бомбы, пулеметы, зенитную артиллерию и артиллерийские установки калибром около 100 мм.
Одной из важных проблем, решавшихся в процессе проектирования первого сторожевого корабля, была проблема выбора типа энергетической установки - дизельной или котлотурбинной. Предпочтение отдавалось дизельной силовой установке как наиболее экономичной и имеющей лучшие массогабаритные характеристики. Однако отечественная машиностроительная промышленность в то время еще не имела производственных мощностей для создания и серийного изготовления дизельных судовых установок для сторожевых кораблей. Поэтому по предложению Северной верфи* в 1926 г. была принята двухвальная котло-турбинная установка. На каждый вал работали по одному водотрубному котлу нефтяного отопления и турбозубчатому агрегату. Каждый из агрегатов для достижения кораблем западной скорости должен был развивать мощность до 3750 л. с.
Котлотурбинная установка сторожевого корабля создавалась при условии работы на перегретом паре с температурой 280 °С при давлении 21 кгс/см2.
Турбозубчатый агрегат состоял из двухкорпусной (высокого и низкого давления) турбины активно-реактивного типа с одноступенчатым зубчатым редуктором. Турбины были высокооборотными: турбина высокого давления - 8400 об/мин, низкого давления - 4200 об/мин.
Котлы, вырабатывающие перегретый пар, а также турбозубчатые агрегаты в практике отечественного кораблестроения применялись впервые. По сравнению с турбинами, непосредственно вращающими гребные валы, как на ранее построенных линейных кораблях, крейсерах и эскадренных миноносцах, турбо-зубчатый агрегат резко выигрывал в экономичности, габаритах и массе. Этому же способствовали и значительно более высокие параметры пара по сравнению с ранее применявшимися. Использование пара повышенных параметров и редуктора в составе установки было по тем временам новшеством не только для отечественного, но и для зарубежного турбостроения.
Впервые на сторожевом корабле были применены упорные подшипники Митчеля. Новым явилось и использование пароструйного эжектора, способного создавать в конденсаторе глубокий, до 93 % вакуум. Котел в значительной степени повторял технические решения, применявшиеся ранее. В то же время котел был дополнен принципиально новым элементом - пароперегревателем. В ходе создания котла встретились трудности с выбором типа пароперегревателя и места его размещения в котле. Проблема заключалась в том, что требования к надежности пароперегревателя противоречили требованиям к экономичности котла. В поисках приемлемого решения пришлось на стенде завода испытать два опытных котла разных модификаций. Для установки на кораблях был выбран котел с вертикальным петлевым пароперегревателем, расположенным за малым конвективным пучком трубок, несмотря на то, что такое расположение пароперегревателя приводило к снижению температуры пара и КПД котла при малых его нагрузках, т. е. на экономических ходах корабля.
Противоречия приходилось решать и при проектировании турбин. Здесь требования к экономичности не совмещались с требованиями к простоте конструкции турбин и их -обслуживания, а также к обеспечению высокой маневренности.
При испытаниях в октябре 1930 г. головного корабля <Ураган> два турбозубчатых агрегата развили мощность лишь 6820 л. с. против расчетных 7500 л. с. В совокупности с допущенной в процессе постройки корабля перегрузкой (полное водоизмещение возросло на 80 т) полная скорость снизилась на 5 уз ниже спецификационной.
Одной из причин недобора скорости считалось <... неполучение механической установкой вследствие ошибок в проектировании назначенной мощности...*.
Во время испытаний у турбин высокого давления случались поломки рабочих лопаток. Причина заключалась в вибрации лопаток из-за несовершенства их конструкции и плохой производственной обработки. Для избежания поломок в дальнейшем часть лопаток турбины высокого давления была укорочена на 5 мм. Это еще больше снизило мощность турбин и их экономичность.
Энергетическая установка сторожевого корабля, несмотря на допущенные просчеты, была вполне современной по тому времени. Опыт ее создания был учтен в последующих разработках котлотурбинных установок для вновь создаваемых кораблей.
Всего в период 1929-1935 гг. для сторожевых кораблей изготовлено около 40 котлотурбинных установок, в основном на заводе в Ленинграде и несколько на заводе в Николаеве.
Коллектив конструкторов Северной судостроительной верфи в Ленинграде (преобразованный в дальнейшем в Центральное Конструкторское Бюро Судостроения №1) под руководством В. А.. Никитина в соответствии с тактико-техническими требованиями и с учетом принятой для корабля котлотурбинной установки разработал проект (пр. 2) сторожевого корабля со следующими основными характеристиками: водоизмещение 450 т; полная скорость 30 уз; дальность плавания при 16-узловой скорости 1500 миль; артиллерийские установки 102-мм калибра-2 (одинарные); зенитные орудия 45-мм калибра - 4 (полуавтоматические); пулеметы 7,62-мм калибра -2; торпедные аппараты 450-мм калибра - 1 (трехтрубный); глубинные бомбы - 20 больших и 21 малая; параван-трал - 1.
Важным новшеством при проектировании сторожевого корабля было эшелонированное расположение паросиловой энергетической установки, повышавшей живучесть корабля, и применение продольной системы набора корпуса. Как отмечалось, в процессе проектирования нагрузка сторожевого корабля пр. 2 оказалась напряженной, а при постройке выявилась значительная перегрузка. Фактически полное водоизмещение корабля пр. 2 оказалось не 450, а 530 т. При этом из-за недополучения расчетной мощности энергоустановки полная скорость снизилась с 30 до 25 уз, а экономического хода - с 16 до 14 уз.
Впоследствии проект корабля дважды корректировался и последовательно получил номера 4 и 39. Корабли проектов 2, 4 и 39 известны в отечественном Военно-Морском Флоте под названием сторожевых кораблей типа <Ураган>.
Первые восемь кораблей типа <Ураган> были заложены в 1927 г., из них шесть - на заводе <Северная верфь> в Ленинграде и два - на заводе в Николаеве. <Ураган> был сдан флоту в 1931 г. Всего с 1927 по 1938 гг. на этих заводах было построено 18 сторожевых кораблей типа <Ураган>. Они были распределены по всем флотам, приняли активное участие в Великой Отечественной войне и вписали немало ярких страниц в летопись героических подвигов советских военных моряков.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz