В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"
Торпедные катера "Ш-4"
Анализ боевых действий на море во время первой мировой войны и конкретных задач, поставленных перед Военно-Морским Флотом молодого Советского государства, выявил целесообразность создания соединений быстроходных торпедных катеров, которые могли бы осуществлять внезапные атаки вражеских эскадр, стоящих на якоре в гаванях или на рейдах, а также линейных сил противника в открытом море в ночных условиях мглы и тумана, под прикрытием дымовой завесы*. Соединения торпедных катеров к тому же могли быть созданы при сравнительно небольших материальных затратах, что в сложившихся тогда экономических условиях было чрезвычайно важно. Флот царской России кораблей подобного класса не имел. Не располагала производственным и конструкторским опытом их создания и судостроительная промышленность.
Разработка проекта первого торпедного катера была возложена на Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и поручена коллективу конструкторов (Н. С. Некрасов, М. Н. Петров, Т. П. Соприкин), возглавляемому выдающимся авиаконструктором А. Н. Туполевым. При разработке проекта торпедного катера коллектив использовал накопленный к тому времени опыт отечественной гидроавиации. Корпус катера с реданными обводами представлял собой увеличенный по размерам поплавок гидросамолета, в средней части днища которого имелся уступ (редан). При движении катера в режиме глиссирования редан вместе с кормовой поверхностью днища воспринимал силы гидродинамического поддержания и способствовал подъему корпуса из воды. Благодаря этому уменьшалась площадь смоченной поверхности подводной части корпуса, снижалось сопротивление движению и резко возрастала скорость. В качестве конструкционного материала был выбран дюралюминий.
В 1926 г. в мастерских ЦАГИ в Москве был построен опытный образец катера в клепаном корпусе, который имел следующие тактико-технические элементы: длина 17,3 м, ширина 3,3 м, осадка 0,9 м; водоизмещение около 9 т; полная скорость (без торпеды) около 55 уз; торпедное вооружение - один торпедный аппарат желобного сбрасывания 450-мм калибра; артиллерийское вооружение - один пулемет 7,6-мм калибра; энергетическая установка - два бензиновых мотора <Райт-Тайфун> по 550 л. с. с охлаждением забортной водой*.
Торпедные аппараты желобного сбрасывания размещались в кормовой части катера параллельно диаметральной плоскости; при стрельбе торпеда выстреливалась из желобов специальным устройством-толкателем. Падая в воду, торпеда шла к цели по курсу движения катера.
Всесторонние испытания опытного катера проводили на Черном море (куда катер был доставлен из Москвы по железной дороге) весной и летом 1927 г. и их признали успешными. С полной боевой нагрузкой на спокойной воде катер развил скорость 54 уз, что на 25 % превышало скорость лучших иностранных катеров того времени. Летом 1927 г. опытный торпедный катер, которому было присвоено имя <Первенец>, вступил в состав Черноморского Флота. Это был в полном смысле слова первенец советского судостроения, поскольку являлся таковым не только по отношению к торпедным катерам нашей постройки, но и первым военным кораблем, построенным (а не достроенным) в СССР**.
В процессе испытаний, однако, была выявлена недостаточная мореходность. Слабым было признано торпедное вооружение. В связи с этим коллективу А. Н. Туполева было выдано новое задание на корректировку проекта и постройку в мастерских ЦАГИ нового катера. В течение года был спроектирован, построен и испытан новый торпедный катер с улучшенными мореходными качествами. Мореходность улучшили увеличением угла внешней килеватости подводной носовой части корпуса, величина которого определилась модельными испытаниями в бассейне ЦАГИ. Такое решение способствовало снижению ударных перегрузок (ускорений), возникающих при ходе катера с заданной скоростью на волнении. Величина этих перегрузок в значительной степени определяет не тблько возможность боевого использования корабля, но и условия жизнедеятельности экипажа. Она является важнейшим показателем в оценке мореходных качеств корабля.
На катере было усилено торпедное вооружение дополнительной установкой второго торпедного аппарата желобного сбрасывания 450-мм калибра. Водоизмещение катера выросло до 10 т, а скорость при полной боевой нагрузке составила 52 уз. Головному катеру этой серии было присвоено имя <Туполев>, что явилось признанием больших заслуг А. Н. Туполева в деле создания нового класса легких кораблей для Военно-Морского Флота. Испытания головного катера <Туполев> показали удовлетворительные результаты, и в 1928 г. он был принят к серийной постройке под шифром Ш-4. Согласно приказу по Морским Силам СССР 1 ноября 1928 г. дата зачисления катера <Туполев> в состав Балтийского Флота считалась днем сформирования первого дивизиона торпедных катеров Балтийского моря*.
Для серийной постройки торпедных катеров в Ленинграде на заводе им. А. Марти был оборудован специальный цех № 17, который с 1929 по 1933 г. выпустил 48 дюралюминиевых торпедных катеров Ш-4 пятью сериями. Опыт четырех лет постройки и эксплуатации торпедных катеров в боевых соединениях флота был использован для дальнейшего совершенствования кораблей этого класса. К 1933 г. ЦАГИ выпустил новый катер с двумя торпедными аппаратами 533-мм калибра. Катер (длина-19,1 м; ширина-3,3 м; осадка- 1,2 м) имел водоизмещение около 13 т, два отечественных бензо-мотора ГАМ-34 мощностью по 800 л. с., полную скорость около 53 уз. Отечественные моторы для торпедных катеров были созданы конструктором А. А. Микулиным, на базе авиационного мотора АМ-34, модифицированного с учетом введения реверсирования.
Новый катер был значительно лучше по мореходности и прочности корпуса, чем <Первенец> и <Туполев>. Он послужил прототипом для последующих серий дюралюминиевых торпедных катеров типа Г-5, строительство которых велось с 1933 по 1944 г. восьмью сериями. Всего было построено 329 катеров.
Таким образом, к концу первой пятилетки торпедное катеростроение было полностью освоено отечественной промышленностью.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI