В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Подводные лодки типа "Правда"

В середине 1930 г. конструктор А. Н. Асафов предложил спроектировать эскадренную подводную лодку, предназначенную для совместных действий с соединениями надводных кораблей. Предложение одобрили. Было решено построить три подводные лодки IV серии типа <Правда> с бортовыми номерами П-1, П-2 и П-3. В 1931 г. состоялась их закладка. По замыслу, это была большая подводная лодка, способная принимать участие в морском бою эскадр, а также атаковать в море корабли и транспорты противника, действуя совместно с быстроходными надводными кораблями или в составе групп подводных лодок. Целевое назначение подводной лодки предопределило своеобразие ее конструктивных решений. Водоизмещение ПЛ составило 955 т. Она имела на вооружении четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата (общее количество - десять торпед), две артиллерийские установки 100-мм калибра и одну 45-мм калибра, развивала надводную скорость 20,2 уз и при усиленном запасе топлива (89 т) при экономической надводной скорости 10,9 уз имела дальность плавания 5535 миль. Эти тактико-технические элементы были достигнуты за счет ухудшения других характеристик подводной лодки. Она имела большой запас плавучести, составляющий 77 % от нормального водоизмещения, что отрицательно сказывалось на времени погружения. Подводные лодки IV серии плохо управлялись в подводном положении, обводы корпуса с <горбами> на верхней палубе, предназначенными для улучшения мореходных качеств в надводном положении, создавали топящие моменты на подводном ходу, площадь горизонтальных рулей оказалась недостаточной. Подводные лодки IV серии были двухкорпусными. Впервые на отечественных подводных лодках были применены наружные шпангоуты прочного корпуса. Кингстоны цистерн главного балласта, расположенные в междубортных пространствах, имели дистанционные электрические приводы с гибкими элементами в виде пружинных муфт. Многочисленные приводы, размещенные вместе с их электромоторами в трюмах в малодоступных местах, были весьма сложными, и, как показал опыт их эксплуатации, малонадежными. Поэтому в дальнейшем такую конструкцию приводов кингстонов не применяли.
Таким образом, подводные лодки IV серии имели значительные недостатки, при создании, как указано выше, было принято много сомнительных конструктивных решений. В большую серию они не пошли, а построенные три подводные лодки этого типа использовались главным образом как учебные.
Следует заметить, что стремление создать так называемые эскадренные подводные лодки, вооруженные сильной артиллерией, с большой надводной и подводной скоростью, способные действовать в бою совместно с силами эскадры, было характерно в то время и для кораблестроения ряда капиталистических государств. В 1929 г. во Франции была спущена на воду подводная лодка <Суркуф> водоизмещением 3257/4304 т, вооруженная двумя 203-мм орудиями и 14 торпедными аппаратами, имевшая надводную скорость 18 и подводную 10 уз. В США в 1930 г. вступили в строй <эскадренные> подлодки типа <Нарвал> водоизмещением 2940/4083 т, вооруженные двумя 152-мм орудиями и шестью торпедными аппаратами, имевшие надводную скорость 17 и подводную 8,5 уз. Но от строительства этих подводных лодок в дальнейшем отказались.

За годы первой пятилетки советское подводное кораблестроение поднялось до уровня зарубежного.
Первенцы подводного кораблестроения - подводные лодки типа <Декабрист>, <Ленинец> и <Щука> - были вполне современными по тому времени кораблями. Уже указывалось, что <Декабристы> не уступали однотипным английским и американским подводным лодкам того же периода постройки и, в частности, английской подводной лодке типа <Оберон>. Не уступали они и лучшим однотипным итальянским подводным лодкам типа <Витторио Пизани> водоизмещением 850 т, вооруженных 6-8-торпедными аппаратами, одной 100-мм пушкой, с надводной скоростью примерно 17 уз и дальностью плавания под дизелями при 8-узловой скорости 5000-9000 миль. <Декабрист> кроме восьми торпедных аппаратов и 100-мм артиллерийской установки имел еще одну 37-мм артустановку и при надводной скорости 8,5 уз дальность плавания его составляла 8500 миль.
Подводная лодка типа <Щ>, по водоизмещению (578 т) примерно одинаковая с итальянской подводной лодкой <Аргонаут> (640 т), имела примерно равные с ней тактико-технические характеристики. Единственное преимущество <Аргонаута> перед <Щукой> состояло в артиллерийском вооружении - на ней была установлена 100-мм пушка, а на <Щуке>-45-мм. Но подводная лодка типа <Щ> превосходила <Аргонаут> по дальности плавания под дизелями (соответственно 5200 и 4000 миль).
В техническом отношении подводное кораблестроение ознаменовалось решением ряда важных задач по совершенствованию боевых и эксплуатационных качеств подводных лодок.
Переход на двухкорпусную и полуторакорпусную архитектуру, с разделением объема прочного корпуса водонепроницаемыми прочными переборками и запасом плавучести 20-30 % имел существенное значение в обеспечении надводной непотопляемости лодок и повышения их живучести.
Использование сталей повышенной прочности, разработка новых методов расчета, норм прочности и рациональных приемов конструирования увеличили рабочую глубину погружения до 75 м при предельной 90 м. Разрыв между рабочей и предельной глубиной погружения составил около 20 % против 50 % на лодках дореволюционной постройки, что свидетельствовало о повышении прочности и надежности корпусов новых лодок. Коренные изменения по сравнению с лодками дореволюционной постройки претерпела система погружения и всплытия. Главный балласт стал размещаться в концевых и бортовых цистернах и заполняться самотеком через кингстоны. Этим был ликвидирован существенный недостаток старых лодок, подверженных влиянию изменения дифферентующего момента из-за расположения главного балласта в оконечностях. Для всплытия из подводного положения в позиционное предусматривалось продувание <средней> цистерны, а для срочного погружения - цистерны <быстрого погружения>. Управление закрытием и открытием кингстонов и клапанов вентиляции балластных цистерн было механизированным и осуществлялось централизованно из центрального поста, также было централизовано управление системами продувания водяного балласта воздухом высокого давления. Все эти конструктивные меры сократили время перехода лодок из надводного в подводное положение, а также повысили надежность аварийного всплытия.
Для обеспечения безопасности эксплуатации аккумуляторных батарей предусматривалось групповое их размещение в герметически закрытых ямах с принудительной вентиляцией и установкой специальных приборов дожигания водорода. На новых лодках была введена система регенерации воздуха, увеличившая время пребывания под водой до 72 ч.
Торпедное вооружение лодок перешло на использование торпед 533-мм калибра с увеличением боекомплекта до 10-14 единиц. Усилено было артиллерийское вооружение за счет установки орудий 100-мм калибра.
С созданием первых серий подводных лодок связано становление дизеле-строения. Установленные на этих лодках компрессорные и в последующем бескомпрессорные дизели мощностью 1100 л. с., обеспечившие надводную скорость 15 уз, были освоены Коломенским заводом.
Перечисленные особенности тактических и технических свойств строившихся в рассматриваемый период подводных лодок явились основой подводных лодок последующих поколений.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что подводные лодки советской постройки помимо высоких боевых возможностей обладали неплохой живучестью. В специальных трудах, посвященных рассмотрению боевых повреждений, полученных советскими подводными лодками в годы Великой Отечественной войны, описано 72 случая, когда подводные лодки даже при наличии серьезных боевых повреждений выходили победителями из схваток с противником и возвращались в свои базы. Так, подводная лодка Щ-407 Краснознаменного Балтийского флота постройки 1933 г. при выполнении боевого задания в Балтийском море с 12 августа по 28 сентября 1942 г. трижды получала боевые повреждения: от разрывов авиабомб, при обстреле тральщиком противника и от взрыва антенной мины. И во всех трех случаях личный состав подводной лодки сумел справиться с серьезными боевыми повреждениями, и подводная лодка возвратилась в базу.
В итоге работ по двум первым кораблестроительным программам была заложена солидная научно-техническая и производственная база для ускоренного строительства подводного флота.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz