В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Подводные лодки типа "Щука"

Одновременно с проектированием и строительством лодок типов <Декабрист> и <Ленинец> шел поиск создания подводной лодки меньшего водоизмещения, способной успешно действовать как в специфических условиях Финского залива (узкости, шхеры, малые глубины), так и на других театрах. Предполагалось создать лодку водоизмещением около 500 т, маневренную, хорошо управляемую и с достаточно мощным торпедным вооружением. Основные тактико-технические элементы на ее создание были одобрены начальником Морских Сил РККА в ноябре 1928 г. Эскизный проект как и предыдущих подводных лодок разрабатывался НТКМ с привлечением специалистов Балтийского завода во главе с Б. М. Малининым, а общий проект (соответствует современному техническому проекту) - Техбюро № 4 Балтийского завода. В конце 1929 г. общий проект был утвержден Реввоенсоветом СССР, а уже в начале следующего года были заложены .четыре подводные лодки этого проекта, вошедшие в историю как подводные лодки типа <Щ> (III серия) по названию головной подводной лодки <Щука>. В предвоенные годы проект подводной лодки типа <Щ> несколько раз перерабатывался, в результате чего появились серии: V, Убис, Убис-2, X, Хбис. Подводные лодки типа <Щ> разных модификаций строили большими сериями. Они входили в состав Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов и составляли основное ядро советского подводного флота накануне Великой Отечественной войны.
Первые подводные лодки III серии-Щ-301, Щ-302 и Щ-303 были зало- \ жены на Балтийском заводе 5 февраля 1930 г., а Щ-304 по чертежам \ Балтийского завода была заложена 23 февраля 1930 г. на заводе <Красное./ Сормово>.
Основные тактико-технические элементы подводной лодки приведены далее в табл. 6. По принятой до войны классификации*, это была средняя подводная лодка (водоизмещением 578 т), полуторакорпусная, с прочным корпусом, разделенным на шесть отсеков. Ее основное вооружение составляли четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата (общее количество торпед - 10), скорости - надводная - до 12 уз и подводная - до 8-9 уз, предельная глубина погружения - 90 м. Для подводных лодок III серии была принята архитектурная форма корпуса с булями и прямым вертикальным форштевнем. Такая форма корпуса была выбрана для обеспечения требуемой надводной скорости, хорошей управляемости и маневренности. Цистерны главного балласта размещали в булях (по три с каждого борта), а также в носовой и кормовой оконечностях. Цистерны <средняя>, <уравнительная> и <быстрого погружения> находились внутри прочного корпуса (в период капитального ремонта лодок <средняя> цистерна главного балласта была вынесена в междубортное пространство). Кингстоны цистерн главного балласта имели местные ручные приводы, а клапаны вентиляции, кроме местных ручных приводов, дистанционное пневматическое управление. На подводной лодке Щ-302 были проведены испытания опытного устройства продувания цистерн ' главного балласта дизелем, приводимым в движение главным электромотором и работающим в режиме компрессора. Испытания подтвердили надежность продувания водяного балласта этим способом. Время продувания цистерн главного балласта дизелем составило 5 мин 35 с при 415 об/мин и 10 мин 5 с при 200 об/мин. Это был первый опыт применения на отечественных подводных лодках дизелей для продувания главного балласта. Он убедил конструкторов и плавсостав в том, что в дальнейшем можно будет отказаться от применения на подводных лодках турбовоздуходувок, представляющих довольно сложный и недостаточно надежный в эксплуатации агрегат. На первых двух подводных лодках III серии устанавливались дизели фирмы МАН типа 8У28/38 мощностью 2х500 л. с. при 450 об/мин. На последующих лодках ставились дизели 38В8 отечественного производства такой же мощности. Частоту вращения на них в дальнейшем удалось увеличить до 600 об/мин, мощность дизеля при этом возросла до 685 л. с., а надводная скорость лодки достигла 12 уз.
Главные электродвигатели имели мощность 2Х400 л. с. при 390 об/мин. На подводной лодке устанавливали электродвигатели экономического хода мощностью 2Х19 л. с. при 900 об/мин.
На подводных лодках III серии многие технические решения были приняты такими же, как и на подводных лодках II серии, например, конструкция труб и передних крышек торпедных аппаратов, вольтопонижающий агрегат для поддержания постоянного напряжения тока, инжекционные глушители дизелей и др. Государственные испытания подводных лодок III серии выявили и ряд недостатков: полная скорость была получена на 2,2 уз меньше спецификационной, неудачной оказалась конструкция торпедно-погрузочного устройства, велика шумность механизмов, особенно приводов экономического хода, перископных лебедок и трюмных помп, обитаемость была хуже, чем предусматривалось проектом.
В то же время приемо-сдаточные испытания подтвердили высокие достоинства подводных лодок III серии: простота и прочность их конструкций, надежность механизмов, хорошие мореходные качества. Подводные лодки III серии по своим тактико-техническим элементам и характеристикам ни в чем не уступали зарубежным подводным лодкам этого класса, например, французским подводным лодкам типа <Орион>, строившимся одновременно с нашими подводными лодками.
В декабре 1931 г. было принято решение о постройке для Дальнего , Востока 12 подводных лодок типа <Щ>. Эта серия подводных лодок получила название - V серия.
Основные тактико-технические элементы подводных лодок V серии были такие же, как и у лодок III серии. Изменения коснулись лишь внутреннего размещения: второй отсек был разделен на две части, на лодке стало 7 отсеков, чем обеспечивалась надводная непотопляемость лодки при затоплении любого отсека с прилегающей бортовой балластной цистерной. Кроме того, более удовлетворительно решался вопрос о живучести аккумуляторной батареи - каждая группа батарей размещалась теперь в изолированных отсеках. Был разгружен центральный пост изменением размещения механизмов в отсеке и переделкой прочных цистерн - <уравнительной>, <средней> и цистерны <быстрого погружения>. Камбуз был перенесен из носового в кормовой отсек. В целях улучшения ходкости были изменены носовая оконечность легкого корпуса и ограждение рубки, упразднена носовая цистерна плавучести. Однако эти изменения ощутимых результатов не дали -надводная скорость увеличилась всего на 0,30-0,35 уз, несмотря на то, что мощность дизелей была поднята с 500 до 685 л. с. (за счет увеличения частоты вращения дизеля с 450 до 600 об/мин). Подводные лодки V серии строили на ленинградских заводах и достраивали во Владивостоке и Хабаровске, куда эти лодки доставляли секциями по железной дороге. Секции корпусов имели стыки, заранее подготовленные для последующей клепки на месте сборки. Следует отметить, что на лодках V серии частично применялась электросварка при изготовлении водонепроницаемых поперечных переборок, легких внутренних цистерн, фундаментов.
Головная лодка V серии <Лосось> была сдана флоту 22 сентября 1933 г. До конца 1933 г. на Дальнем Востоке были сданы еще семь лодок V серии.
Следующая модификация подводных лодок типа <Щ> с улучшенными тактико-техническими элементами получила индекс Убис серии. Однако в силу коротких сроков, отпущенных на постройку, эта серия лодок была просто повторением V серии, внесенные изменения были незначительными и касались улучшения немногих лодочных конструкций и устройств.
Ряд существенных отличий имели подводные лодки типа <Щ> Убис-2 серии. От предыдущих серий их отличали улучшенные носовые обводы, что позволило увеличить полную надводную скорость на 0,5 уз; коренным образом переработанное торпедно-погрузочное устройство, что вдвое сократило время погрузки полного запаса торпед (с 25-30 до 12 ч); расширенный район надводного плавания за счет приспособления бортовых цистерн главного балласта № 3 и № 4 под топливо. На лодках Убис-2 серии была увеличена прочность переборок центрального поста с 2 до 6 кгс/см2; главный балласт продувался дизелем, работавшим как компрессор.
Дальнейшую модификацию подводных лодок типа <Щ> представляли подводные лодки Х серии. В некоторые конструкции этих лодок вносились изменения, которые должны были устранить недостатки, выявленные в процессе эксплуатации подводных лодок типа <Щ>. Основные же размерения корабля, конструкция прочного и легкого корпусов, а также конструкция основных систем и устройств сохранялись. Главное, что удалось добиться на лодках Х серии, - увеличения надводной скорости за счет установки новых дизелей марки 38К8 мощностью 800 л. с. при 600 об/мин, позволивших получить наибольшую скорость 14,1-14,3 уз против 12,3 уз на подводных лодках серии Убис-2. Из других усовершенствований и нововведений следует отметить установку опреснителя системы НИИВК, 40 л/ч, новую конструкцию глушителя, уменьшившую <парение> глушителя, а следовательно снижавшего демаскировку лодки, установку сетепрорезателя типа <Краб>.и нового перископа итальянской фирмы <Галилео> (длина 9 м и диаметр 180 мм).
На подводных лодках Х серии принципиальные изменения произведены в системе воздуха высокого давления. Были применены распределительные колонки аварийного продувания цистерн главного балласта. При этом главный балласт продувался непосредственно воздухом высокого давления. В результате новой схемы воздуха высокого давления аварийное продувание цистерн главного балласта с перископной глубины сократилось с 9-10 мин до 3 мин 13 с.
В остальном подводные лодки Х серии ничем не отличались от подводных лодок серии Убис-2.
Последней модификацией подводных лодок типа <Щ> стали подводные лодки серии Х бис, на которых вновь были установлены фрикционные разобщительные муфты типа <Бамаг> взамен недостаточно надежных гидромуфт, соединяющих, дизели с линией вала; на подводных лодках этой серии применили новую аппаратуру средств связи и наблюдения, созданную отечественной промышленностью. Кроме того, было установлено более высокое ограждение боевой рубки, которое уменьшало заливание мостика при плавании в позиционном положении. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.
Такова вкратце общая картина изменений, которые претерпели подводные лодки типа <Щ> различных модификаций. Подводные лодки типа <Щ> зарекомендовали себя как весьма надежные и сравнительно недорогие в постройке. В то же время они обладали высокой удельной вооруженностью, имея 10 торпед при относительно малом водоизмещении. Создание подводных лодок типа <Щ> явилось важным шагом в развитии советского судостроения и существенным вкладом в повышение боевой мощи Военно-Морского Флота. Накануне войны в составе флотов находилось 77 подводных лодок типа <Щ> - 76 % от общего числа средних подводных лодок. Они успешно выдержали испытания войной, показали высокие боевые свойства, двадцати из них были присвоены звания гвардейских и'краснознаменных*.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz