В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Подводные лодки типа "Ленинец"

Как отмечалось, по заданию Оперативного управления Штаба РККФ в Научно-Техническом Комитете велись первоначальные разработки проекта подводного минного заградителя. Эскизный проект этого типа подводной лодки разрабатывался в НТКМ с привлечением инженеров и конструкторов Балтийского завода во главе с Б. М. Малининым. Перед разработкой эскизного проекта на совещании в НТКМ, в работе которого участвовали подводники-тактики, представители плавсостава и группа конструкторов, обсуждался вопрос о том, какими должны быть подводные минные заградители. Совещание высказывалось за то, чтобы подводные лодки этого типа наряду с минным оружием имели также достаточно сильное торпедное и артиллерийское вооружение для ведения боевых действий против кораблей и транспортов. Это мнение было подтверждено командованием Военно-Морских Сил. По настоянию НТКМ дальнейшая разработка проекта была поручена Балтийскому заводу. В 1929-1930 гг. по этому проекту были заложены подводные лодки II серии типа <Л> (по названию головной подводной лодки <Ленинец>) с комбинированным минно-торпедным вооружением. Они предназначались для постановки минных заграждений на фарватерах, в узкостях и в местах предполагаемого развертывания кораблей противника, а также для нанесения ударов по кораблям и транспортам с использованием торпедного и артиллерийского вооружения. Это были первые подводные лодки - минные заградители советской постройки. Подводные лодки типа <Ленинец> имели нормальное водоизмещение около 1039 т, несли на борту 12 торпед (шесть в носовых торпедных аппаратах и шесть запасных), от 14 до 28 мин (в зависимости от длины мин). "Мины находились внутри прочного корпуса в двух трубах. Трубы проходили через кормовую концевую переборку и закрывались герметичными крышками. Мины могли оставаться сухими до момента их постановки. Сбрасывали мины специальным тросовым толкающим устройством. Сухой способ хранения, в отличие от первого отечественного минного заградителя <Краб> М. Н. Налетова, на котором мины размещали в надстройке, обеспечивал их постоянную готовность к постановке и облегчал уход за ними. Лодки вооружали артиллерийскими установками 100- и 37-мм калибра. Подводная лодка была полуторакорпусной, благодаря чему упрощалась технология сборки корпуса и увеличивалась остойчивость в надводном положении. Вместо веретенообразной формы прочного корпуса, примененной на <Декабристе>, прочный корпус на <Ленинце> был впервые выполнен в виде сочетания цилиндра в средней части с конусами в оконечностях, что существенно упрощало постройку. Лодка разделялась переборками на шесть отсеков. Четыре переборки были сферическими, рассчитанными на давление 6 кгс/см2, а одна - плоская, рассчитанная на давление 1 кгс/см2. По сравнению с ПЛ I серии на ПЛ II серии были увеличены центральный пост и первый отсек. Впервые были применены стальные трубы торпедных аппаратов взамен литых бронзовых. Торпедные аппараты имели жесткое крепление к концевым переборкам на фланцах и заклепках, а не скользящие через сальники, как это было на ПЛ I серии. Это позволило упразднить дейдвудные трубы в носовой и кормовой дифферентных цистернах. Кингстоны и клапаны вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционные пневматические и местные ручные приводы. Дополнительно к цистернам главного балласта имелись палубные цистерны и цистерна <быстрого погружения>. В качестве главных двигателей были применены дизели типа 42БМ6 поставки Коломенского завода мощностью 1100 л. с. при 425 об/мин, бескомпрессорные, нереверсивные. Они представляли собой модификацию дизелей ПЛ I серии типа 42Б6 с переводом их на работу без компрессора. Гребные электродвигатели были двухъякорные мощностью 650 л. с. (по 325 л. с. на якорь). Для экономического подводного хода применялись отдельные электродвигатели мощностью 30 л. с. при 800 об/мин, работавшие на гребной вал через зубчатую передачу.
На подводных лодках типа <Л> не сразу была решена проблема, связанная с размещением аккумуляторных батарей. Поначалу, в целях выигрыша в габаритах жилых помещений, аккумуляторные батареи устанавливали в открытых ямах, закрывавшихся сверху съемными деревянными щитами, которые служили одновременно полом жилых помещений. Батарейная вентиляция была принята общеямовой. Такое конструктивное решение оказалось неудачным, так как не обеспечивало эффективную вентиляцию электрических батарей, в отсеках происходило скопление водорода до опасных концентраций. Вследствие этого на подводных лодках произошло несколько взрывов. Аккумуляторные ямы на подводных лодках II серии были переделаны на изолированные с усиленной вентиляцией батарей, а позже был установлен прибор каталитического окисления водорода, разработанный инженерами М. М. Четвертаковым и Е. Н. Гурфейном. Прибор предотвращал повышение концентрации водорода в отсеках до опасных значений.
К недостаткам лодок типа <Л> следует отнести длительность времени погружения и всплытия. Переход из надводного положения в подводное при одновременном заполнении всего балласта занимал около трех минут. Время продувания средней цистерны составляло одну минуту десять секунд.
Подводные лодки II серии принимали участие в Великой Отечественной войне. ПЛ Л-3 была удостоена звания гвардейской, а ее командир В. К. Коновалов - звания Героя Советского Союза. Л-4 награждена Орденом Красного Знамени, ее боцману мичману И. С. Петрову присовено звание Героя Советского Союза.
В предвоенные годы шло интенсивное совершенствование всех классов подводных лодок, в том числе и подводных минных заградителей, считавшихся действенным средством борьбы на коммуникациях противника. В 1933-1935 гг., как указывалось выше, были построены первые шесть подводных минных заградителей типа <Л> II серии - по три для морских сил Балтийского и Черного морей. Конструкция подводных лодок оказалась удачной. Но потребности этих флотов в подводных минных заградителях были значительно большими. Ими надо было пополнить быстро развивающиеся флоты Тихого океана и Баренцева моря.
В феврале 1934 г. состоялось решение о строительстве подводных минных заградителей для Тихоокеанского флота. Сроки строительства для новых лодок были назначены чрезвычайно сжатыми. Казалось бы, в сложившихся условиях наиболее простым решением было использовать готовый проект подводной лодки II серии. Однако это посчитали нецелесообразным. Проектанты должны были учесть общую тенденцию развития подводных минных заградителей, выразившуюся в стремлении сделать подводные заградители не только способными выставлять минные заграждения, но и вести борьбу на коммуникациях, свойственную торпедным подводным лодкам. Необходимо было учесть уже накопленный значительный опыт проектирования, строительства и эксплуатации плавающих подводных лодок. Наконец, надо было считаться с требованиями железных дорог при транспортировке лодок из европейской части страны на Восток. Указанные обстоятельства обусловили направленность переработки проекта подводной лодки II серии типа <Л>. Практически был создан новый проект, сначала XI серии, а несколько позже XIII серии. Сравнительные тактико-технические элементы этих лодок приведены в табл. 6.
При сопоставлении проектов подводных лодок типа <Л> II и XI серий видно, что тактико-технические элементы подводных лодок XI серии меняли в основном в отношении увеличения торпедного оружия (на четыре запасных торпеды) и дальности плавания, т. е. в направлении развития тех качеств, которые делают лодку способной помимо постановки минных заграждений вести активные боевые действия на коммуникациях противника в удаленных от баз районах. В подводную лодку XI серии был внесен ряд конструктивных изменений. За счет размещения перископов в рубке увеличилась глубина погружения подводной лодки под перископом. Число отсеков было доведено до семи, усовершенствовались кингстоны цистерн главного балласта, были сняты электромоторы экономического хода за счет обеспечения экономической скорости гребными электродвигателями, обеспечено продувание главного балласта дизелями. Между электромоторами и упорным валом кулачная муфта была заменена фрикционной муфтой типа <Бамаг>, которую можно быстро выключать при переходе от зарядки батарей на работу дизеля на винт>
Палубные цистерны устранили, считаюсь, что они удлиняют время погружения подводной лодки, имеют малую живучесть, особенно во время артиллерийского боя и возможных таранных ударов, а действие всего вооружения подводной лодки в надводном положении может быть обеспечено и без наличия палубных цистерн. На подводной лодке установили электроопреснитель. Более рациональной компоновкой жилых и служебных помещений улучшили обитаемость. Для перевозки по железной дороге выполнили более удачную разбивку корпуса на секции.
Но реализовать все возможности для улучшения проекта в подводных лодках XI серии не удалось.
Решение правительства о строительстве подводных минных заградителей для__^ Тихоокеанского флота состоялось в феврале 1934 г., а первые две лодки XI серии/ были заложены уже в апреле 1934 г., остальные четыре-в июне 1934 г.^Д
Более полно предшествующий опыт проектирования, строительства и эксплуатации подводных лодок, в том числе опыт, приобретенный в процессе разработки проекта наиболее совершенных в техническом отношении подводных лодок XI серии, был реализован в проекте ПЛ XIII серии, по которому строили еще семь подводных лодок для Тихоокеанского флота. В этот проект были внесены конструктивные улучшения, касавшиеся почти всех судовых систем и устройств. В результате удалось добиться существенного улучшения некоторых тактико-технических элементов подводной лодки XIII серии. По сравнению с подводной лодкой XI серии запас торпед доведен до 18 (были установлены два кормовых торпедных аппарата), скорость надводного хода увеличена до 15 уз* (против 14,2 уз на XI серии), дальность плавания возросла до 10000 миль (против 7500 миль), автономность до 30 сут (против 28), предельная глубина погружения до 100 м (против 90 м).
Но и на этом совершенствование минных заградителей до войны не прекратилось. Для Северного, Балтийского и Черноморского флотов в 1938 г. было заложено шесть подводных минных заградителей, проект которых получил название XIII (1938 г.) серии. В основе это были те же подводные лодки, что и XIII серии, однако на них устанавливали дизели марки 1Д, применили резиновую амортизацию при установке значительной части механизмов, количество мин в каждой минной трубе вновь довели до 10. Дизели марки 1Д были четырехтактные, восьмицилиндровые, с газотурбинным наддувом системы Бюхи, мощностью 2000 л. с. при 470 об/мин. Новые дизели дали возможность получить наибольшую надводную скорость 18 уз.
По проектам XI. XIII и XIII-38 г. серий было построено 19 подводных лодок, из них лодки XI и XIII серий (13 единиц) сданы флоту до войны, а шесть последней серии были сданы Военно-Морскому Флоту во время войны. Строили подводные лодки на Балтийском заводе в Ленинграде и на заводе в Николаеве.
Подводные лодки этих серий принимали активное участие в Великой Отечественной войне, выполняя не только минные постановки, но и другие боевые действия, свойственные торпедным подводным лодкам. За время войны советскими подводными лодками произведено 90 минных постановок на коммуникациях противника, выставлено 1749 мин, на которых подорвалось более 50 транспортов и боевых кораблей противника.
За создание подводных лодок XIII-38 г. в 1943 г. почетного звания лауреатов Государственной премии I степени удостоены Н. В. Алексеев, В. И. Васильев, П. 3. Голосовский, В. П. Горячев, В. Ф. Критский, Б. М. Малинин и В. П. Фу-ников.
Уместно заметить, что большая и полезная работа проделана специалистами контрольно-приемного аппарата флота, наблюдавшими за разработкой рабочих чертежей и постройкой подводных лодок. Заслуживают быть отмеченными многие военные представители и в их числе Н. В. Алексеев, В. Я. Балакирев, Т. И. Гушлевский, Е. С. Мартын-чик, М. А. Мельников, Б. Ф. Морозов, Г. С. Пахомов, Я. Я. Петерсон, И. Ф. Сергиенко, М. М. Шевченко, Г. В. Юрин.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz