В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

ШЕСТИЛЕТНЯЯ (1926-1932 гг.) И ПЯТИЛЕТНЯЯ (1929-1933 гг.) ПРОГРАММЫ ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

Становление военного кораблестроения в СССР связано с выполнением кораблестроительных программ 1926 и 1929 гг. и по времени совпадает с осуществлением первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928-1932 гг.), явившегося, как известно, -решающим этапом в истории индустриализации СССР. ^^\
По окончании гражданской войны наша страна приступила к восстановлению народного хозяйства, которое в основном закончилось к 1926 г. В 1925 г. промышленность дала 73 %, а сельское хозяйство страны 87 % продукции довоенного уровня. Быстро росла численность рабочих в крупной промышленности, составившая 90,8 % довоенной. Товарооборот в стране достиг примерно 70 % довоенного уровня, причем около половины его находилось в руках государственной и кооперативной торговли. Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик позволило более эффективно концентрировать материальные средства и усилия страны на решающих направлениях развития народного хозяйства.
Принятый Правительством в декабре 1925 г. курс на индустриализацию страны, первоочередное развитие тяжелой промышленности как основы для осуществления реконструкции всего народного хозяйства на новой технической базе открыл перспективы укрепления обороны страны, технического обновления Вооруженных Сил.
Придавая важное значение защите морских рубежей, Правительством были увеличены ассигнования на военно-морские силы. Это позволило укрепить флот не только за счет восстановления имевшихся кораблей и их модернизации, а главным образом путем строительства новых кораблей. Возможность строить новые корабли уже имелась, так как к 1924 г. были восстановлены и введены в строй три судостроительных предприятия в Петрограде, два - в Николаеве, по одному-в Севастополе, Владивостоке, Кронштадте*. В 1924-1925 гг. Морскому ведомству впервые было отпущено средств почти столько, сколько оно запрашивало на нужды морского строительства. В последующем эти ассигнования постоянно увеличивались. По свидетельству начальника технического управления РККФ Н. И. Власьева, <стало возможным предъявить более жесткие требования к качеству продукции Госпромышленности. Главметалл, получивший главную часть заказов Морведа, оказался более способным к маневрированию оборотными средствами. В смете 1925-1926 бюджетного года уже предусматривались ассигнования, распределенные на пятилетний период с целью поднятия всех отраслей специального хозяйства Морведа на должную высоту>**.
По мере появления экономических и материально-технических условий для строительства новых кораблей все более явственно возникала потребность в разработке кораблестроительных программ, которые положили бы начало планомерному развитию корабельного состава Военно-Морского Флота.
Первоначально была сформирована шестилетняя программа военного кораблестроения на 1926-1932 гг., утвержденная постановлением Совета Труда и Обороны от 26 ноября 1926 г.*. В основу оперативных предпосылок разрабатываемой программы военного кораблестроения по обеспечению обороны наших морских рубежей была положена зародившаяся в те годы так называемая <теория малой войны>. Как отмечает Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков в своем труде <Морская мощь государства>, эта теория предусматривала <нанесение с разных направлений коротких ударов по главному объекту противника без отрыва от своих баз скрытно сосредоточенными, взаимодействующими между собой разнородными силами флота. В качестве основной формы взаимодействия предполагался сосредоточенный (комбинированный) удар надводных кораблей и катеров, подводных лодок, авиации и береговой артиллерии, организованный на минно-артиллерийских позициях. В то время это был наиболее действенный, реальный и конкретный способ использования ограниченных сил флота для обороны своего побережья в борьбе с более сильным морским противником>**. Важно подчеркнуть, что взгляды на состав флота в то время формировались из необходимости разностороннего развития составляющих его родов сил - надводных кораблей, подводных лодок, береговой обороны и авиации. Боевые действия флота теснейшим образом связывались с действиями сухопутных войск.
Предусматривалось построить 12 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей, 36 торпедных катеров, достроить два крейсера, восстановить один линейный корабль, достроить и восстановить четыре эскадренных миноносца.
Выполнение шестилетней программы разбили на две очереди. В первую очередь намечали построить шесть подводных лодок, восемь сторожевых кораблей, шесть торпедных катеров, достроить два легких крейсера типа <Светлана>, эсминец <Карл Либкнехт>, восстановить эскадренные миноносцы <Яков Свердлов> и <Дзержинский>. Во вторую - планировали построить один монитор, шесть подводных лодок, десять сторожевых кораблей, тридцать торпедных катеров, восстановить линкор <Фрунзе>*** и эсминец <Пронзительный>. В постановлении подчеркивалось, что материальную программу работ первой очереди следует считать предельной, а второй - минимальной с тем, что пересмотр программы второй очереди в случае возможного расширения будет произведен при уточнении ориентировочного плана по программе судостроения.
Принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1928-1932 гг.) создало условия для пересмотра ранее принятой программы и разработки новой программы военного кораблестроения, приведения ее в соответствие с теми возможностями, которые открывались перспективой экономического и социально-политического преобразования, роста оборонного потенциала страны. Началась разработка пятилетней программы военного кораблестроения. Ее формирование было осуществлено на основе постановления Реввоенсовета СССР от 8 мая 1928 г., принятого по докладам М. Н. Тухачевского и профессора Военно-морской академии М. Н. Петрова <О значении Морских Сил в системе Вооруженных Сил страны>. На Военно-Морские Силы возлагались задачи содействия операциям сухопутных войск в прибрежных районах, обороны побережья средствами морских сил и сухопутной армии, осуществления действий на морских коммуникациях противника и выполнения особых морских операций. Строительство флота было ориентировано на создание легких надводных сил и подводных лодок, укрепление береговой и минно-позиционной обороны и на создание морской авиации берегового базирования. В постановлении Реввоенсовета указывалось на необходимость сочетания этих разнородных сил в процессе развития флота.
Новая кораблестроительная программа, утвержденная Советом Труда и Обороны 4 февраля 1929 г., была рассчитана до 1933 г. Она была более обширной по сравнению с первой кораблестроительной программой. Кроме подводных лодок, сторожевых кораблей и торпедных катеров в ней предусматривались строительство речных канонерских лодок (мониторов), малых охотников, лидеров эскадренных миноносцев, капитальный ремонт и модернизация трех линкоров типа <Севастополь>, достройка третьего легкого крейсера типа <Светлана>. Количество намеченных к постройке кораблей увеличивалось. В связи с тем, что правительство сочло возможным увеличить ассигнования на строительство флота на период 1931-1933 гг., кораблестроительная программа 1929 г. в дальнейшем дважды подвергалась корректировке, увеличивая как количество кораблей, так и строительство кораблей новых классов. В частности, предусмаривалось создание тральщиков.
Таким образом, кораблестроительными программами 1926 и 1929 гг. определилось направление строительства корабельного состава флота на ближайшую перспективу его развития.
Естественно, успешное выполнение кораблестроительных программ могло опираться на дальнейшее развитие судостроительной промышленности. За год до принятия шестилетней программы военного кораблестроения Советом Труда ' и Обороны была утверждена перспективная программа морского транспортного судостроения (постановление СТО от 14.08.25 г.)*, стоимость которой превышала 200 млн рублей.
На основании этих программ была развернута реконструкция действующих и началось строительство новых верфей. По данным Госплана СССР, пятилетним планом развития судостроительных заводов предусматривались капиталовложения на сумму 51,3 млн рубл., что должно было обеспечить повышение суммарной производительности верфей более, чем в полтора раза. Особенно интенсивному развитию подлежали судостроительные заводы в Ленинграде (выделялось 25 млн рублей суммарно) и Сормово (6,5 млн рублей), ежегодная производительность которых в течение пятилетки должна была возрасти с 23,5 до 45 тыс. тис 5,5 до 15 тыс. т соответственно**. Кроме того, возникла необходимость дооборудования предприятий других отраслей государственной промышленности. ВСНХ выделил для этих целей трестам, занимающимся выполнением поставок в обеспечение кораблестроительной программы, дополнительно на 1926-1928 гг. 7 млн 250 тыс. рублей.
Соответствующие меры по дальнейшему организационному и материально-техническому укреплению судостроительной промышленности были приняты в годы первой пятилетки. В стране были сформированы два всесоюзных судостроительных объединения: <Союзверфь> (1928 г.) и <Речсоюзверфь> (1930 г.). Судостроительные заводы и верфи подвергались реконструкции, их производственные мощности увеличивались.
Тем не менее экономические и производственные возможности страны все же оказались недостаточными для выполнения кораблестроительной программы 1929 г. По строительству подводных лодок степень выполнения программы составила 23 %, а по сторожевым кораблям-39 %. И если по торпедным катерам программа была выполнена на 102 %, то строительство таких классов кораблей, как лидеры эскадренных миноносцев и эскадренные миноносцы, речные артиллерийские корабли - мониторы и бронекатера, тральщики и малые охотники пришлось перенести в планы кораблестроения последующих лет*.
Трудной проблемой в комплексе вопросов создания нового флота было восстановление утраченного за годы гражданской войны и разрухи народного хозяйства опыта проектирования новых кораблей. Практически в течение десятилетия новые корабли не проектировались и не строились. Поредели инженерно-технические кадры кораблестроителей. Между тем зарубежная техническая мысль в области кораблестроения за это время продвинулась вперед, значительные изменения претерпело оружие, вооружение и основное корабельное оборудование.
В этих условиях задача формирования облика первых подводных лодок, сторожевых кораблей и торпедных катеров, предусмотренных программой нового судостроения, представлялась весьма сложной.
Для решения этих и многих других вопросов требовалось создание научного органа, который бы организовал работы по проектированию и строительству военных кораблей. Таким органом явился Научно-Технический Комитет Морского Ведомства (НТКМ), учрежденный приказом Реввоенсовета СССР № 2475 от 8 ноября 1923 г.
В <Положении о Научно-Техническом Комитете Морского Ведомства> (НТКМ) указывалось, что он является высшим научно-техническим органом Морского ведомства.
На НТКМ возлагалось рассмотрение и разработка: проектов новых судов для военного флота и их боевого вооружения и снабжения; проектов <переустройства> существующих судов военного флота и их боевого вооружения и снабжения; проектов развития и усиления средств морской обороны, проектов оборудоваия баз, портовых плавучих средств, доков и другого оборудования для обслуживания военного флота; проектов по подъему затонувших судов, всех вспомогательных средств, нужных для ведения работ.
При Научно-техническом Комитете состояли опытовый судостроительный бассейн (сооруженный в августе 1893 г. в Петербурге по инициативе Д. И. Менделеева), научно-техническая лаборатория, занимавшаяся взрывчатыми и дымообразующими веществами, осветительными и зажигательными средствами для нужд флота, научно-испытательный полигон связи и комиссия морских минных опытов**.
С образованием НТКМ практически был создан орган, которому предстояло совместно со Штабом и Техническим управлением Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВМС РККА) разрабатывать и реализовывать техническую политику укрепления и развития флота. За девять лет своего существования НТКМ сыграл определяющую роль в разработке научно-технических проблем, связанных со строительством новых кораблей и многочисленными усовершенствованиями оружия и технических средств в период становления советского военного кораблестроения. Он организовал довольно широкий фронт работ по подготовке исходных данных по кораблям для формирования первых кораблестроительных программ. НТКМ проделал значительную работу по установлению деловых связей с научно-исследовательскими организациями и учреждениями страны в интересах Военно-Морского Флота. Привлекал специалистов, способных работать на восстановлении и в строительстве флота. С его деятельностью связаны имена выдающихся ученых-академиков А. Н. Крылова, Ю. М. Шокальского, Ю. А. Ши-манского, членов-корреспондентов Академии Наук СССР П. Ф. Папковича, М. О. Яновского, профессора В. Г. Власова, научных работников, конструкторов и организаторов кораблестроения - Н. В. Алякринского, С. О. Барановского, К. П. Боклевского, В. В. Егорьева, Г. И. Зотикова, Н. И. Игнатьева, П. Н. Лескова, Б. М. Малинина, В. А. Никитина, В. Н. Перегу-дова, М. А. Рудницкого, А. П. Шершова, В. П. Мадисова, А. В. Акимова, Г. В. Ляхова и многих других, внесших существенный вклад в общее дело создания Военно-Морского Флота СССР.
Выполнив свое назначение, НТКМ в сентябре 1932 г. был расформирован. В Военно-Морских Силах на его базе были созданы пять специализированных научно-исследовательских институтов: Научно-исследовательский артиллерийский институт. Научно-исследовательский институт связи, Научно-исследовательский химический институт. Научно-исследовательский минно-торпедный институт и Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИИВК) как головной научный орган флота в области военного кораблестроения.
В судостроительной промышленности к моменту расформирования НТКМ проектированием кораблей занимались уже несколько специализированных конструкторских бюро: по надводным кораблям - ЦКБС-1, по подводным лодкам - ЦКБС-2 и по торпедным катерам - конструкторское бюро на заводе А. Марти. Был создан и Научно-исследовательский институт судостроения и судовых стандартов (НИИСС).

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz